воскресенье, 26 августа 2012 г.

Собрание общины в изгнании. 26 август 2012 год.

Сегодня, после Литургии, произвольно, без всякой договорённости, состоялось собрание общины. Заслушали  отчёт о последней (по времени) попытке группы прихожан попасть на приём к митрополиту Агафангелу, случившейся в понедельник, 20 августа. Кратко: попасть не удалось, "побеседовать" с кем то из авторитетных старцев монастыря не получилось по причине их испуганности. Как только слышали, что мы из храма "Споручницы грешных", просили их простить, двери закрывали, от разговора уходили...
Никого наша беда не интересует.
Вникать в ситуацию, разбираться в ней и т. д. - никто не хочет.
В свете вышеизложенного было сказано следующее: мы сделали всё от нас зависящее, остаётся уповать на Бога, не опускать руки и держать себя хотя бы в том состоянии, которого мы достигли. Уклоняться от зла, по возможности поддерживать друг друга...

Обращение от. Алексея к митр. Агафангелу, март 2012 год.


  Публикуем текст Обращения к правящему архиерею от священника Алексея Скакуна, датируемый концом марта 2012 года. Обращение было "доставлено" на стол митр. Агафангелу, он его читал, ...
   Публикуем с разрешения от. Алексея Скакуна.
   ( Это преобразованный скан, возможны ошибки, при обнаружении просьба сообщить или исправить самим по смыслу). 
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему Агафангелу
Митрополиту Одесскому и Измаильскому
от настоятеля храма к честь иконы
" Споручница грешных" г. Одессы
протоиерея Алексия Скакуна.

Ваше Высокопреосвященство,



В самом начале моего к Вам обращения прошу у Вас прощения за то, что на протяжении последних месяцев доставил Вам столько огорчений и беспокойств, связанных с проблемами моего прихода.

Мне совестно и неприятно сознавать, что своими мелкими неурядицами мы отрываем Вас от более масштабных дел по благоустройству Епархии. Искренне и смиренно каюсь перед Вами и надеюсь, что уже в ближайшее время все недоразумения в нашем храме будут разрешены, безусловно, только с Божьей помощью и при вашем архипастырском содействии. Признаю, что моего 20-летнего опыта пастырского послушания оказалось недостаточно, чтобы грамотно и мудро разрешить ситуацию, в которой я оказался в последние несколько месяцев. Поэтому я и возлагаю свои надежды на Всемогущего Бога и на Вас, как на отца, заботящегося о мире и благе своих чад.

Поскольку в общих чертах Вы знакомы с нашей проблемой, я позволю себе лишь вкратце сообщить вам те обстоятельства, которые возникли за последнее время и еще более усугубили и без того непростое наше положение.

Как Вам известно, 27 марта ст. в нашем храме работала дисциплинарная комиссия, созданная по инициативе моего клирика прот. Олега Лебедева. По итогам проверки мне были сделаны замечания, касающиеся административно-хозяйственных дел, а именно: ведения бухгалтерского учета финансовых средств храма, создания штата наемных сотрудников - катехизатора, регента, бухгалтера и т.п. Также был поставлен вопрос о создании комфортных бытовых условий пребывания клириков в храме - отведения им удобного жилого оборудованного помещения, где они могли бы находиться во время своего дежурства.

Я принял все эти замечания к сведению и уже приступил к исправлению дел в посильном для нас объеме. Но я просил и уважаемых членов комиссии, прошу и Вас, Владыка, о хотя бы временном снисхождении к нашей неустроенности. Ведь строительство храма еще далеко от своего завершения, для этого требуется немало времени и средств, которые приходится распределять из соображений первоочередной необходимости. Я согласен с тем, что нужно иметь штат сотрудников, но на данный момент для нас это было бы слишком существенной статьей расходов, и мы стараемся, где это только возможно, справляться собственными силами. Сэкономленные средства, в том числе, идут на строительство прихрамового комплекса площадью 800 кв.м., которое мы уже заложили, так что с Божьей помощью, надеемся в будущем иметь и помещение для воскресной школы, и трапезную, и лавку, и отдельное помещение для клириков. Но это в будущем, а пока благодарим Бога и за то, что имеем.

Конечно, для того, чтобы воплотить все наши планы в жизнь, нужно, как я уже писал, и время, и средства, но не менее важно иметь и здоровье, и элементарное человеческое спокойствие и стабильность. Откровенно говоря, последние события, связанные с моими клириками, отнимают у меня вое силы физические и душевные, так как я по немощи своей не могу преодолеть наших с ними разногласий, но постоянно нахожусь в недоумении и скорби от чего зачастую н опускаются руки, хоть я и понуждаю себя не отчаиваться и не роптать.

После визита комиссии я был вынужден госпитализироваться из-за резкого ухудшения самочувствия. Пишу это не для того, чтобы вызвать у вас жалость, а лишь потому, что это связано с дальнейшими событиями в храме. Я отсутствовал меньше недели, хотя планировал пройти полноценный курс обследования и лечения, чтобы к Празднику Пасхи быть на ногах. Но количество звонков от встревоженных прихожан, свечниц и членов моей семьи заставили меня покинуть больницу, и. несмотря на плохое самочувствие, снова и снова разбираться в поведении моих подопечных клириков, поскольку это моя обязанность как настоятеля - требовать от них полноценного, качественного пастырского служения, соблюдения установленного в Церкви порядка. Но как добиться этого от людей, если они не считают слово настоятеля руководством к действию, раз за разом поступают своевольно, дерзко и не реагируют пи на какие предупреждения и увещевания? Их непредсказуемые, порой необъяснимые с точки зрения здравого смысла поступки и высказывания порой заставляют меня задуматься об их адекватности и вменяемости.

Собственно говоря, перечень моих к ним требований таков - субботняя Литургия по очереди между ними, и через день дежурство в храме с 9 до 15 часов для выполнения текущих и плановых треб.

Я настаиваю на том, что в будние дни в храме должен находиться хотя бы один священник. Каждый день, и особенно сейчас, в дни Великого Поста, в храм постоянно приходят люди по разным вопросам, у многих срочные требы - поминовение усопших, освящение нательных крестов, икон, а многие ищут священика целенаправленно для беседы на волнующие их темы. Не мне Вам объяснять. Владыка, как важно, чтобы человек, переступивший порог православного храма, почувствовал, что оказался в другом мире, где ему рады, его ждут, ему готовы помочь, выслушать, посоветовать, посочувствовать. Первое впечатление почти всегда бывает неизгладимо, и во многом от нас зависит, захочет ли человек прийти сюда во второй и в третий раз, и остаться в Церкви навсегда, или, встретив здесь равнодушие и безучастие, сам останется равнодушным, а то и вовсе отвернется от Церкви.

А мы, пастыри. Богом поставленные пасти Его стадо, чем будем объяснять Ему свое нерадение и упущенные возможности спасти людей, которые уже сами пришли в храм и ненашли нас там?

Я вовсе не идеализирую ситуацию и прекрасно осознаю, что из всей массы заходящих в храм людей совсем невелик процент тех, кго ищет Бога и Его правды. Но в тоже время я абсолютно убежден, что эти люди есть, и в моем опыте такое случалось многократно. Именно своевременная встреча со священником, искренне желающим помочь душе спастись, делалась поворотным событием в жизни многих моих нынешних прихожан.

А сейчас, когда я по своей занятости поручил клирикам это служение, из нашего храма люди уходят ни с чем.

Думаю, это вполне естественно, что мне хотелось бы видеть единомышленников в лице моего клира, чувствовать рядом братское плечо, на которое можно опереться, людей, на которых можно положиться. Вместо этого я имею недоброжелателей, сплетающих за моей спиной замыслы против меня, людей, с которыми я не просто не могу договориться - которые вообще отказываются от диалога со мной и попросту меня игнорируют. Как Вы понимаете, все это делает невозможным даже наше личное общение, а тем более наши совместные молитвы, наше предстояние перед престолом Господним во время Божественное Литургии, лишает нас благодати Христовой, потому что ее не может быть там, где нет любви и согласия.

Я не рассчитываю и не добиваюсь от них хорошего отношения к себе. Я требую лишь полноценного выполнения пастырских обязанностей перед людьми, потому что это накладывает отпечаток на репутацию нашего прихода в частности и Православной Церкви вообще.

Но на все мои многократные просьбы, требования и увещевания изменить свое отношение к служению получаю лишь встречные претензии - "комфортных условий для пребывания в храме неї" и именно комнаты с диваном, столом, чайником, микроволновкой и т д.), "добираться до храма сложно, далеко и дорого", "обедать негде", "времени на общение с семьей остается мало", "я устроился на работу", и прочие подобные этим оправдания, на мой взгляд, неподобающие взрослым мужам, не говоря уже о том, что эти мужи - священнослужители, носители образа Христова, подражатели Ему во всем, в первую очередь в самопожертвовании ради спасения душ человеческих. Мне невольно приходит на память Ваш рассказ о том, как Вы, будучи в свое время епископом, не гнушались самой грубой работы, своими руками мыли пол в не отапливаемом храме... Как разительно отличаются нравы и запросы нас, нынешних священников, от того, что мы слышали и видели в вас, старшем поколении.

Вместо пребывания в храме мои клирики предложили "находиться в телефонном режиме". Я решительно отверг эту идею и считаю ее оскорбительной для христианина.

С самого начала пребывания в храме сперва одного о. Павла Медведенко, а затем и О.Олега Лебедева ни одного дня дежурства в храме они не несли, о чем я попросил письменно засвидетельствовать свечниц, находящихся в храме с утра до вечера. Их письменные уведомления прилагаю к своему письму, чтобы мне не быть голословным.

Также передаю Вам свидетельство от свечницы о том, что во время моего пребывания в больнице клирики начати совершать требы "по личным просьбам" неких прихожан, не оформленные положенным образом и не оплаченные в кассу. Особенно удивительно видеть этого от того, кто несколько дней тому назад предъявлял к нам претензии о неподобающем велении бухгалтерии.

Все это окончательно убедило меня в том, что урегулирование нашего непонимания невозможно без Вашего участия. Владыка, что и побудило меня к написанию данного письма.

Еще раз прошу Вас простить меня за то, что приходится Вас привлекать к разрешению таких несоответствующих духу Церкви вопросов. Но мне и моим прихожанам больше неоткуда ждать помощи, поскольку сами мы разобраться и повлиять на ситуацию оказались не в состоянии. Поэтому прошу рассматривать этот документ не как жалобу и тем более не как донос, а как крик о помощи. Сложности в отношениях с клиром уже наложили страшный отпечаток на атмосферу в нашем храме. Я постоянно выслушиваю встревоженных ситуацией прихожан, которые, даже не зная всех подробностей, крайне смущены многим в повелении этих священников.

Позвольте еще раз обратить ваше внимание на то что, главнее и опаснее всего в этой ситуации - она ставит под угрозу нашу нормальную церковную жизнь, совершение Божественной Литургии и Таинств, ведь приобщиться Богу можно лишь тогда, когда между нами мир и любовь. И чем ближе праздник Воскресения Господня, тем скорее мы хотим уладить все противоречия, чтобы в этот день ничто не омрачало нашей радости. А пока я пребываю в состоянии такой скорби и тревоги, каких не испытывал в этом храме с самого дня его основания.

Сами о. Павел и о. Олег не раз выражали свое желание перевестись из нашего храма, что соответствует и желанию большинства прихожан.

В связи с этим смиренно прошу Вас, если сочтете это для всех нас полезным, дать мне возможность самому выбрать себе в клир и представить для Вашего благословения одного священника (до завершения строительства), который будет мне действительно надежным помощником и заместителем, чтобы мы могли мирно и неосужденно возносить свои молитвы ко Господу, в том числе и за Ваше здравие и долгоденствие. Прошу и Ваших святительских молитв за нас, неразумных и немощных, да вразумит нас Господь по молитвам Вашим, чтобы мы познали Волю Его и последовали ей одной, а не падшей воле человеческой.

Смиренный Ваш послушник,
протоиерей Алексей Скакун,
настоятель храма в честь иконы
"Споручница грешных"
г. Одесса.