В самом начале моего к Вам обращения прошу у Вас прощения за то, что на протяжении последних месяцев доставил Вам столько огорчений и беспокойств, связанных с проблемами моего прихода.
Мне совестно и неприятно сознавать, что своими мелкими неурядицами мы отрываем Вас от более масштабных дел по благоустройству Епархии. Искренне и смиренно каюсь перед Вами и надеюсь, что уже в ближайшее время все недоразумения в нашем храме будут разрешены, безусловно, только с Божьей помощью и при вашем архипастырском содействии. Признаю, что моего 20-летнего опыта пастырского послушания оказалось недостаточно, чтобы грамотно и мудро разрешить ситуацию, в которой я оказался в последние несколько месяцев. Поэтому я и возлагаю свои надежды на Всемогущего Бога и на Вас, как на отца, заботящегося о мире и благе своих чад.
Поскольку в общих чертах Вы знакомы с нашей проблемой, я позволю себе лишь вкратце сообщить вам те обстоятельства, которые возникли за последнее время и еще более усугубили и без того непростое наше положение.
Как Вам известно, 27 марта ст. в нашем храме работала дисциплинарная комиссия, созданная по инициативе моего клирика прот. Олега Лебедева. По итогам проверки мне были сделаны замечания, касающиеся административно-хозяйственных дел, а именно: ведения бухгалтерского учета финансовых средств храма, создания штата наемных сотрудников - катехизатора, регента, бухгалтера и т.п. Также был поставлен вопрос о создании комфортных бытовых условий пребывания клириков в храме - отведения им удобного жилого оборудованного помещения, где они могли бы находиться во время своего дежурства.
Я принял все эти замечания к сведению и уже приступил к исправлению дел в посильном для нас объеме. Но я просил и уважаемых членов комиссии, прошу и Вас, Владыка, о хотя бы временном снисхождении к нашей неустроенности. Ведь строительство храма еще далеко от своего завершения, для этого требуется немало времени и средств, которые приходится распределять из соображений первоочередной необходимости. Я согласен с тем, что нужно иметь штат сотрудников, но на данный момент для нас это было бы слишком существенной статьей расходов, и мы стараемся, где это только возможно, справляться собственными силами. Сэкономленные средства, в том числе, идут на строительство прихрамового комплекса площадью 800 кв.м., которое мы уже заложили, так что с Божьей помощью, надеемся в будущем иметь и помещение для воскресной школы, и трапезную, и лавку, и отдельное помещение для клириков. Но это в будущем, а пока благодарим Бога и за то, что имеем.
Конечно, для того, чтобы воплотить все наши планы в жизнь, нужно, как я уже писал, и время, и средства, но не менее важно иметь и здоровье, и элементарное человеческое спокойствие и стабильность. Откровенно говоря, последние события, связанные с моими клириками, отнимают у меня вое силы физические и душевные, так как я по немощи своей не могу преодолеть наших с ними разногласий, но постоянно нахожусь в недоумении и скорби от чего зачастую н опускаются руки, хоть я и понуждаю себя не отчаиваться и не роптать.
После визита комиссии я был вынужден госпитализироваться из-за резкого ухудшения самочувствия. Пишу это не для того, чтобы вызвать у вас жалость, а лишь потому, что это связано с дальнейшими событиями в храме. Я отсутствовал меньше недели, хотя планировал пройти полноценный курс обследования и лечения, чтобы к Празднику Пасхи быть на ногах. Но количество звонков от встревоженных прихожан, свечниц и членов моей семьи заставили меня покинуть больницу, и. несмотря на плохое самочувствие, снова и снова разбираться в поведении моих подопечных клириков, поскольку это моя обязанность как настоятеля - требовать от них полноценного, качественного пастырского служения, соблюдения установленного в Церкви порядка. Но как добиться этого от людей, если они не считают слово настоятеля руководством к действию, раз за разом поступают своевольно, дерзко и не реагируют пи на какие предупреждения и увещевания? Их непредсказуемые, порой необъяснимые с точки зрения здравого смысла поступки и высказывания порой заставляют меня задуматься об их адекватности и вменяемости.
Собственно говоря, перечень моих к ним требований таков - субботняя Литургия по очереди между ними, и через день дежурство в храме с 9 до 15 часов для выполнения текущих и плановых треб.
Я настаиваю на том, что в будние дни в храме должен находиться хотя бы один священник. Каждый день, и особенно сейчас, в дни Великого Поста, в храм постоянно приходят люди по разным вопросам, у многих срочные требы - поминовение усопших, освящение нательных крестов, икон, а многие ищут священика целенаправленно для беседы на волнующие их темы. Не мне Вам объяснять. Владыка, как важно, чтобы человек, переступивший порог православного храма, почувствовал, что оказался в другом мире, где ему рады, его ждут, ему готовы помочь, выслушать, посоветовать, посочувствовать. Первое впечатление почти всегда бывает неизгладимо, и во многом от нас зависит, захочет ли человек прийти сюда во второй и в третий раз, и остаться в Церкви навсегда, или, встретив здесь равнодушие и безучастие, сам останется равнодушным, а то и вовсе отвернется от Церкви.
А мы, пастыри. Богом поставленные пасти Его стадо, чем будем объяснять Ему свое нерадение и упущенные возможности спасти людей, которые уже сами пришли в храм и ненашли нас там?
Я вовсе не идеализирую ситуацию и прекрасно осознаю, что из всей массы заходящих в храм людей совсем невелик процент тех, кго ищет Бога и Его правды. Но в тоже время я абсолютно убежден, что эти люди есть, и в моем опыте такое случалось многократно. Именно своевременная встреча со священником, искренне желающим помочь душе спастись, делалась поворотным событием в жизни многих моих нынешних прихожан.
А сейчас, когда я по своей занятости поручил клирикам это служение, из нашего храма люди уходят ни с чем.
Думаю, это вполне естественно, что мне хотелось бы видеть единомышленников в лице моего клира, чувствовать рядом братское плечо, на которое можно опереться, людей, на которых можно положиться. Вместо этого я имею недоброжелателей, сплетающих за моей спиной замыслы против меня, людей, с которыми я не просто не могу договориться - которые вообще отказываются от диалога со мной и попросту меня игнорируют. Как Вы понимаете, все это делает невозможным даже наше личное общение, а тем более наши совместные молитвы, наше предстояние перед престолом Господним во время Божественное Литургии, лишает нас благодати Христовой, потому что ее не может быть там, где нет любви и согласия.
Я не рассчитываю и не добиваюсь от них хорошего отношения к себе. Я требую лишь полноценного выполнения пастырских обязанностей перед людьми, потому что это накладывает отпечаток на репутацию нашего прихода в частности и Православной Церкви вообще.
Но на все мои многократные просьбы, требования и увещевания изменить свое отношение к служению получаю лишь встречные претензии - "комфортных условий для пребывания в храме неї" и именно комнаты с диваном, столом, чайником, микроволновкой и т д.), "добираться до храма сложно, далеко и дорого", "обедать негде", "времени на общение с семьей остается мало", "я устроился на работу", и прочие подобные этим оправдания, на мой взгляд, неподобающие взрослым мужам, не говоря уже о том, что эти мужи - священнослужители, носители образа Христова, подражатели Ему во всем, в первую очередь в самопожертвовании ради спасения душ человеческих. Мне невольно приходит на память Ваш рассказ о том, как Вы, будучи в свое время епископом, не гнушались самой грубой работы, своими руками мыли пол в не отапливаемом храме... Как разительно отличаются нравы и запросы нас, нынешних священников, от того, что мы слышали и видели в вас, старшем поколении.
Вместо пребывания в храме мои клирики предложили "находиться в телефонном режиме". Я решительно отверг эту идею и считаю ее оскорбительной для христианина.
С самого начала пребывания в храме сперва одного о. Павла Медведенко, а затем и О.Олега Лебедева ни одного дня дежурства в храме они не несли, о чем я попросил письменно засвидетельствовать свечниц, находящихся в храме с утра до вечера. Их письменные уведомления прилагаю к своему письму, чтобы мне не быть голословным.
Также передаю Вам свидетельство от свечницы о том, что во время моего пребывания в больнице клирики начати совершать требы "по личным просьбам" неких прихожан, не оформленные положенным образом и не оплаченные в кассу. Особенно удивительно видеть этого от того, кто несколько дней тому назад предъявлял к нам претензии о неподобающем велении бухгалтерии.
Все это окончательно убедило меня в том, что урегулирование нашего непонимания невозможно без Вашего участия. Владыка, что и побудило меня к написанию данного письма.
Еще раз прошу Вас простить меня за то, что приходится Вас привлекать к разрешению таких несоответствующих духу Церкви вопросов. Но мне и моим прихожанам больше неоткуда ждать помощи, поскольку сами мы разобраться и повлиять на ситуацию оказались не в состоянии. Поэтому прошу рассматривать этот документ не как жалобу и тем более не как донос, а как крик о помощи. Сложности в отношениях с клиром уже наложили страшный отпечаток на атмосферу в нашем храме. Я постоянно выслушиваю встревоженных ситуацией прихожан, которые, даже не зная всех подробностей, крайне смущены многим в повелении этих священников.
Позвольте еще раз обратить ваше внимание на то что, главнее и опаснее всего в этой ситуации - она ставит под угрозу нашу нормальную церковную жизнь, совершение Божественной Литургии и Таинств, ведь приобщиться Богу можно лишь тогда, когда между нами мир и любовь. И чем ближе праздник Воскресения Господня, тем скорее мы хотим уладить все противоречия, чтобы в этот день ничто не омрачало нашей радости. А пока я пребываю в состоянии такой скорби и тревоги, каких не испытывал в этом храме с самого дня его основания.
Сами о. Павел и о. Олег не раз выражали свое желание перевестись из нашего храма, что соответствует и желанию большинства прихожан.
В связи с этим смиренно прошу Вас, если сочтете это для всех нас полезным, дать мне возможность самому выбрать себе в клир и представить для Вашего благословения одного священника (до завершения строительства), который будет мне действительно надежным помощником и заместителем, чтобы мы могли мирно и неосужденно возносить свои молитвы ко Господу, в том числе и за Ваше здравие и долгоденствие. Прошу и Ваших святительских молитв за нас, неразумных и немощных, да вразумит нас Господь по молитвам Вашим, чтобы мы познали Волю Его и последовали ей одной, а не падшей воле человеческой.