воскресенье, 27 марта 2016 г.

Нет ничего среднего между истиной и ложью

Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.
 Свт. Марк Эфесский

20 марта 2016 года, в Неделю первую Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию и чин Торжества Православия в Храме Христа Спасителя в Москве. В этот день также состоялись основные торжества в честь 40-летия со дня архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Кирилла. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
В последнее время в верхах РПЦ(МП) творятся дела которые у одних вызывают восторг и умиление, от открываемых перед ними перспектив, у других - недоумение, переходящее в ропот и недовольство. Патриарха Кирилла величают "величайшим православным дипломатом" и обзывают отступником, вступившим в сговор с католиками... "Встреча" с папой римским в Гаванне, проекты документов Всеправославного Собора, принятые V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези, 10-17 октября 2015 года и опубликованные, в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, только 28 января 2016 года... Цель у этих, на первый взгляд, не связанных событий одна - экуменизм, одна, всеобщая, но не единая "церковь". Вероучительные, догматические истины, утвержденные на Вселенских Соборах, скорее всего "поцелуют и поставят на полку", как в свое время сделали это с Апостольскими правилами. И сольются во что то настолько нелепое, что иначе как "мерзость запустения" не назовешь...
Давайте вместе рассмотрим как преподносит все это нам п. Кирилл на примере вышеупомянутой проповеди.
Приветствия, благодарности гостям опустим, так же пропустим его воспоминания . И перейдем сразу к описанию событий названных в последствии Торжеством Православия.
"В этот день Церковь вспоминает события, произошедшие в 843 году, когда усилиями Патриарха Константинопольского Мефодия и благочестивой императрицы Феодоры Православие было окончательно утверждено после долгих лет борьбы с иконоборческой ересью. Но праздник был установлен не только потому, что Церковь нашла в себе силы победить иконоборчество, но и в знак того, что больше никаких ересей уже быть не должно. В течение почти 800 лет Церковь терзали ереси, и казалось, что VII Вселенский Собор наконец поставил точку. Но ведь не поставил — споры о почитании икон, иконоборческие гонения и политические интриги продолжались еще полвека. Только в 843 году иконоборчество было окончательно побеждено, и молились православные в Константинополе о том, чтобы вместе с ересью иконоборчества ушли все другие ереси".
 Это событие действительно произошло 3 марта 843 года, в первое воскресенье Великого Поста, "когда царица Феодора собрала иерархов Церкви и исповедников иконопочитания, низложила иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика и восстановила решения VII Вселенского собора, определившего почитать святые иконы". Как видим из краткой исторической справки, церковники не смогли победить разделение в Церкви, порожденное ересью иконоборчества. И лишь вмешательство светской власти в лице царствующих в Византии особ, добрым словом и силою "убеждения", одних изгнав, других заставив считаться с решениями Вселенского Собора, поставило точку в этом вопросе, а в итоге все это превратилось в праздник. Читаем дальше...
"...святителя Марка Эфесского. Именно он в XV веке практически единолично спас Православие от унии. После того как Константинополь был предельно ослаблен нашествием сарацин, византийский император решил привлечь военную силу западных стран для отражения атак с востока. Но оказалось, что без благословения Римского Папы никто не взялся бы за меч и не пошел защищать Константинополь. Ради спасения города император принимает решение, согласно которому Православная Церковь должна подчиниться Риму, и это решение поддерживают Константинопольский Патриарх и большинство епископата. Иерархи отправляются в итальянский город Феррару, а затем во Флоренцию, для участия в соборе, названном Ферраро-Флорентийским. На этом соборе все Патриархи и архиереи подписали унию с Римом...".
"Привлечь военную силу западных стран для отражения атак с востока". Не напоминает это Гаванскую декларацию? Опять на те же грабли... Уния не ради церковного единства, на основе урегулирования вероиповеднических разногласий, а ради "мира на земле". Видимо оправдывая молчание нынешних иерархов, п. Кирилл говорит, что тогда это поддержали "большинство епископата". А кто был в меньшинстве епископата"?
 "...не подписал только святитель Марк Эфесский, который понимал, что невозможно объединение в силу страха или прагматических соображений, и, что самое главное, невозможно объединение через разделение, ведь те, кто пытался объединиться с Римом, тем самым разрушали единство православного мира. Святитель Марк понял, какая беда угрожала всей Церкви, и, мужественно восстав на Ферраро-Флорентийском соборе, отверг унию. А потом политические обстоятельства изменились, и православным иерархам, подписавшим унию, пришлось от нее отказываться со стыдом и страхом, — но, наверное, этого бы не произошло, если бы не подвиг святого Марка Эфесского".
"Среди не подписавших были: митрополит Марк Эфесский (при помощи брата императора, который был против унии), митрополит Иверский Григорий из Грузии (притворился сумасшедшим), митрополит Нитрийский Исаакий, митрополит Газский Софроний и епископ Ставропольский Исаия (тайно бежал из Флоренции и позднее получил защиту брата императора)"...
Единство православного мира не предали лишь единицы, и то пришлось идти на разные ухищрения, открыто протестовал лишь свт. Марк.
"Собор" длился семь лет (1438 - 1445), начинался в Ферраре, продолжился во Флоренции и закончился в Риме. В Католической церкви он считается XVII Вселенским собором. Православными церквями решения Собора отвергаются. Митрополит Киевский Исидор, участник "собора" и активный сторонник унии, не был принят русским духовенством, и был низложен царем Василием II Темным...
Сей позор длился недоло. Византии Рим в борьбе с турками не помог  и в мае 1453 года Константинополь пал... Читаем дальше.
 "Что же такое ересь? Конечно, ее источник — не только человеческие заблуждения. Поелику эти заблуждения наполняются огромной разрушительной энергией, становится ясно, что в их основе человеческая гордыня, а отец гордости есть дьявол. Поэтому ересь всегда ставит себя выше Церкви. Еретик считает, что только он знает правильный путь, а все остальные заблуждаются. Достаточно вспомнить Ария: чтобы обличить его страшную ересь, согласно которой Христос — не Бог, а лишь творение, нужно было Вселенский Собор собирать, и дискуссии не были спокойными. До того были сильны эмоции, что, по преданию, святитель Николай ударил Ария по лицу. Но православные епископы понимали: если они сдадут веру, то погубят Церковь. Ведь ересь — это заблуждение, которое касается не частных аспектов, но атакует саму сущность церковной жизни, более того, веру в Бога. Уже давно врагам Церкви стало ясно, что прямым отрицанием Бога цели не достичь. А вот если прибегнуть к зломыслию, если попытаться навязать некую систему философских взглядов, особенно заручившись поддержкой светской власти, то возникают соблазны, грозящие Церковь разрушить".
Правильные слова, ну разве что вызывает сомнение, что "православные епископы понимали..." . Видимо по разному понимали, коли пришлось Собор собирать. А если обратить внимание на личности ересиархов, то все они из священноначальников, рядовых христиан среди таковых нет.
"Вот и сегодня мы стоим перед очень опасным, на мой взгляд, явлением в философской, политической и духовной жизни. В Новое время возникло убеждение, что главным фактором, определяющим жизнь человека, а значит, и общества, является сам человек. Несомненно, это ересь, и не менее опасная, чем арианство. До того считалось, что Бог управляет миром через законы, которые Он создал, и обществом человеческим — на основе нравственного закона, который Он открыл в слове Своем и отобразил в человеческой совести. Поэтому законы человеческие старались привести в соответствие с Божиим законом; Бог и совесть были главным судией, а главным авторитетом для человеческого суда был Божий закон. Но наступило время, когда эту непреложную истину поставили под сомнение и сказали: «Нет, Бог тут ни при чем. Каждый имеет право верить, но это его личное дело, ведь есть и неверующие. Всякий индивидуум обладает особыми правами, в том числе определять для самого себя, что хорошо, а что плохо. Значит, должен быть некий универсальный критерий истины, а таковым может быть только человек и его права, и жизнь общества должна формироваться на основе непререкаемого авторитета человеческой личности.
Так началось революционное изгнание Бога из человеческой жизни".

... "Это опасное явление в жизни современного человечества получило название «дехристианизация». Наверное, подобные философские взгляды нельзя было бы назвать ересью, если бы многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие. Поэтому мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества — нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. ... Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли. Все это мы формулируем очень просто — мы должны защищать Православие, как защищали его отцы VII Вселенского Собора, как защитили его Патриарх Мефодий и императрица Феодора с сонмом иерархов, как защитили его святитель Марк Эфесский и наши исповедники и новомученики Церкви Русской".
С этого момента читаем внимательно. Игру слов в исполнении мастера словесности понять трудно, но можно и нужно, дабы не дать собой манипулировать.
"Некоторые со вниманием слушают слова, произносимые в церкви, но есть и те, у кого эти слова вызывают вопросы, недоумение, несогласие. Так вот, реакция Церкви на недоумение и несогласие очень важна.
У нас есть два пути. Один путь очень простой: раз вы не соглашаетесь с проповедью Евангелия, значит, вы еретики или безбожники, с вами не может быть никакого разговора, потому что, общаясь с вами, мы можем потерять свою правду. Известно, и среди нас есть те, кто так говорит. Но есть и другой подход: когда тебе задают вопросы, даже небезобидные, попытаться понять, что движет твоим собеседником — желание воевать или все-таки докопаться до истины".

О "словах, произносимых в церкви" и "проповеди Евангелия"... Простите, но это две большие разницы. Проповедь Евангелия - это одно. То, что говорят церковные теле-радиопроповедники, то что пишется в церковной прессе, слова, действия и решения церковных иерархов - это другое, с проповедью Евангелия, как правило, ничего общего не имеющее. И да, в этом часто бывает такое, что "вызывает вопросы, недоумение, несогласие". И не надо искать причину вопросов у "собеседников", на вопросы надо отвечать, честно и с любовью. А затем задуматься, а чем вызвано это "недоумение, несогласие".
О "реакции Церкви"... Она может быть только одна - недоумения и несогласия рассматриваются на Соборах РПЦ, которые проводятся не в связи с тысячилетием памятного события, а регулярно, и не архирейскии, а всей полноты церковной, по решениям которых только можно судить о реакции Церкви.
 "Вместо того чтобы отмахнуться и сказать: «Уйди с моего пути, еретик, безбожник», мы отвечаем на вопросы собеседника со смирением, с упованием на волю Божию, в надежде, что наши слова достигнут цели. Это означает, что мы вступаем в диалог с людьми — не декларируем свое учение, но отвечаем на вопросы, которые нам задают. И ведь так бывает не только тогда, когда мы обращаемся к людям неверующим. Это происходит, когда мы свидетельствуем о Православии перед представителями иных конфессий. Они задают вопросы — что-то им непонятно, с чем-то они не согласны, что-то не соответствует их традиции, и мы отвечаем, мы свидетельствуем о своем опыте, о своей вере. А вопросы и ответы — это и есть диалог".
То есть, не заявляя о "своем учении" (хотя под этим словосочетанием может быть все, что угодно), а ведя светский диалог "со смирением...в надежде", отвечая на вопросы противной стороны. Учитывая, что таковой последнее время все чаще фигурируют католические и протестантские объединения христиан, по учебникам которых в свое время училось русское духовенство, то вряд ли эти вопросы связаны с Евангелием и Его проповедью. Более того, результаты этих "диалогов" - это экуменизм в отношениях с инославными, принятие "существования в истории других не находящихся в общении ... христианских церквей"... Уже не спрашиваю - сколько католиков или протестантов вошли в Церковь после этих "диалогов".
"Но кто-то из нашей среды говорит: «Не нужен такой диалог. Вы сказали — они не приняли. Значит, отрясите прах, скажите, что они еретики». Но как только вы скажете человеку, что он еретик, вы закрываете всякую возможность общения с ним — он перестает вас слышать и становится вашим врагом, ведь он себя еретиком не считает и воспринимает эти слова как оскорбление. А в результате нет никакого диалога, и христиане замыкаются в своей среде, образуя «гетто», в том числе и мы, призванные нести свет Божий по всему миру. Мы друг друга успокаиваем и утешаем: какие мы правильные, как у нас все хорошо, — а кругом мир погибающий!".
Вот оно, секретное оружие патриарха Кирилла! Не станет называть еретика - еретиком и не станет у него врагов! А если католик и протестант - не враг, то...кто? Ну и уж конечно он не станем с ними бороться. Все наше теперь ихнее, а ихнее наше?  А оно нам надо?...
"И не спросит ли Господь с каждого из нас: вы не вступали в диалог с миром? вы не боролись за каждую человеческую душу? И не приведет ли в пример святых апостолов, которые ведь тоже могли оставаться в Галилее? Прекрасный климат, хорошая еда, хорошее вино, благочестивые единомышленники — что еще надо? Но апостолы вышли на римские дороги и отправились навстречу языческому миру, который бросал в них камни, а они искали с ним общий язык, как, например, апостол Павел, когда он выступал перед афинскими мудрецами и говорил, что видел у них жертвенник неведомому Богу, Которого он и проповедует (Деян. 17:23). Апостол признал даже присутствие истины среди язычников, чтобы начать диалог. Что же сказали бы про апостола Павла наши ревнители? «Как так можно?! Общаться с язычниками, да еще признать, что у них есть жертвенник, на котором поклоняются Тому же Богу, Кому и мы поклоняемся?» Действительно, Церковь с самого начала боролась против всяких ересей и разделений, и тот же апостол Павел в послании к Коринфянам говорит о необходимости хранить единство. Но Церковь всегда несла апостольское свидетельство всему миру".
Патриарху Кириллу видимо не ведом смысл слова "Апостол". Дословно это посланник, посол, посланный Христом на проповедь Евангелия. Или современное понятие апостольского приемства позволяет выбирать "прекрасный климат, хорошую еду, хорошее вино, благочестивых единомышленников", взамен дорог языческого мира? Или весь языческий мир сузился до "римских дорог"?
И надо уже честно сказать, что то Единство о котором говорил апостол, сохранить не удалось. Его нет. Католики и протестанты, которых во много раз больше стоящих на Православии, разорвали это единство. Более того не все христианские поместные церкви могут похвастаться, что они "едины сердцем". И в это время...
"Русская Православная Церковь обеспокоена не только вероучительными вопросами. Она очень обеспокоена тем, что происходит в мире, а с некоторыми проблемами в одиночку не справиться. Наверное, самой страшной проблемой современности являются гонения на христиан, и я удивляюсь, почему до недавнего времени она не вызывала горячего отклика".
Я вот то же удивляюсь... Православных людей, если мы еще таковыми являемся, проблемы мира должны не волновать, а настораживать, предупреждать... И у кого патриарх надеется получить "горячий отклик"? С кем вступать в союз? Читаем дальше в надежде на ответ...
"И я говорил об этом громко и на встречах с президентами разных стран, и на международных собраниях, — но как будто никто ничего не слышал…
Вот тогда и возникла мысль сказать так, чтобы непременно все услышали. И в ходе переговоров с Римским Папой мы договорились, что нам нужно встретиться и громко, на весь мир, заявить о гонениях на христиан. Эта встреча произошла, и мир заговорил! Удивительно: американский Конгресс вдруг заявляет, что уничтожение христиан на Ближнем Востоке — это геноцид. Просили же сказать, что осуществляется геноцид, что христиан убивают, — не было ответа! А теперь ответ есть, потому что голоса Востока и Запада соединились, и было сказано о самом главном, что сегодня всех нас беспокоит".

Ну вот оно, наконец то! Оказывается и еретики, которые уже не еретики, и экуменизм, который чуть ли мечта русского православия, и обнимашки с папой римским - все это чтобы сказать, да так чтоб еще и услышали! Ну услыщал американский конгресс, признал геноцидом убийство христиан на Ближнем Востоке, и что? И вот это САМОЕ ГЛАВНОЕ? Американский конгрессс отменил свои решения о финансировании оранжевых, голубых, розовых и прочих революций? Он вернул мир на Ближний Восток?  У меня нет слов...
За Украину - пропускаем...
"Считаю, что встреча Патриарха Московского с Папой была важным событием. Это произошло впервые в истории, но ведь впервые в истории обрушиваются такие гонения на христиан, впервые в истории происходит дехристианизация человеческой цивилизации — мы и об этом сказали. И сейчас есть надежда, что мы можем работать сообща, преодолевая губительные воздействия на сознание современного человека, каждый на своем месте, — и те, кто несет ответственность на Западе, и мы на Востоке, вместе со своим благочестивым народом. Мы переживаем особые времена, но ничего нового нет. Как во времена Торжества Православия, как во времена святителя Марка Эфесского, так и сегодня Церковь Православная призвана проповедовать Евангелие и хранить чистоту веры православной. Аминь".
Не стану спрашивать, почему патриарх употребляет к встрече в Гаванне с папой римским термин "перговоры" ( о чем и почему тайные?), нам все равно об этом не скажут. По делам вижу, что "хранить чистоту веры православной" с таким главхранителем будет очень трудно, если вообще возможно. Как говорится: "С такими друзьями нам и врагов не надо".
Сладкими словами, да с благими намерениями...