Его
Блаженству Блаженнейшему Владимиру
Митрополиту Киевскому и Всея Украины
от общины храма иконы Божией Матери
«Споручница грешных»
г. Одессы. пос.Котовского. Днепропетровская дор, д.103 а
(конт.теп. 095 4616611/067 5152956)
Ваше Блаженство,
Прежде всего, позвольте выразить нашу великую радость от того, что Ваше здоровье поправилось. Благодарим Бога что Он дал Вам силы продолжить служение во благо православного народа Украины.
Ваше возвращение к управлению УПЦ вселяет в нас надежду, что, несмотря на смуты и раздоры нынешнего времени, вместе мы сумеем сохранить православную веру - эту величайшую драгоценность нашего народа, и не позволим разменять ее на "мелкую монету" земной славы богатстве и власти в мире сем.
Мы с волнением наблюдаем за событиями в Киеве, сопереживаем Вам и тревожимся о судьбе нашей УПЦ, раздираемой амбициозными иерархами.
Сегодня трудно не заметить, что в Церкви повсеместно происходит смещение системы ценностей от духовных к мирским. Церковь, призванная быть оплотом святости и Божественной истины на земле, смешивается с миром настолько, что внутри церковной ограды творятся дела, безнравственные даже по мирским меркам, а в сравнении с евангельской моралью и принципами и вовсе вопиющие. Как же быть рядовому христианину, когда на его глазах церковные пастыри высочайшего чина публично творят беззаконие, наносят явный вред пастве в угоду своим интересам, демонстрируя свое всевластие и безнаказанность, а его, христианина, считают ни на что не годной бездумной "толпой", которая обязана равнодушно сносить все бесчинства? Неужели близость некоторых архиереев к политическим и экономическим кругам общества дает им право применять их мирские, зачастую волчьи методы решения вопросов и в церковной среде? А ведь именно это и происходит в данный момент на наших глазах.
Мы хотим сообщить Вам о беде, которая постигла наш приход. На наш взгляд, это не простой
частный случай, а яркое проявление тех самых тревожных тенденций. Сердечно просим Вас ознакомиться с подробностями нашей ситуации и оказать нам свое архипастырское содействие - словом или делом, вразумлением или помощью в исправлении дел.
Наша община во главе с настоятелем прот. Алексием Скакуном возникла в 2001 году. В том же году по благословению Его Высокопреосвященства Агафангела в спальном районе г. Одессы нами был заложен новый храм. Участок земли выделила районная администрация, первые пожертвования как впрочем, и последующие, были сделаны рядовыми прихожанами. Крупных меценатов и благотворителей не мог заинтересовать наш скромный проект, поэтому справлялись своими силами и, безусловно, с Божьей помощью. Тем более, что нас вдохновлял пример самоотверженного труда нашего настоятеля, который по максимуму вкладывал в строительство храма свои физические силы, здоровье, личные финансовые средства, и что, пожалуй, наиболее важно, все сипы своей души.
В первое время община собиралась для совместной молитвы в вагончике на территории стройки. Несмотря на крайне сложные бытовые условия - грязь, холод, тесноту, которые приходилось переносить в то время, мы вспоминаем об этом с теплотой и любовью. Для большинства из нас именно период строительства храма стал временем осознанного воцерковления, переосмысления своих жизненных путей, переоценки ценностей.
Трудясь над возведением внешнего храма, многие из нас, благодаря общению с о Алексием, приступили и к возведению внутренних храмов в своих сердцах.
Мы осознаем и благодарим Бога за то, что встреча с этим священником направила наши жизненные пути ко Христу Его простое, но такое глубокое пастырское слово, его способность и желание достучаться до каждой души действительно сделали нас христианами, полноценными членами Церкви, хотя многие из нас и были крещены задолго до этого, но мало кто понимал суть своей веры, ее основы и принципы.
Естественно, что годы совместного труда и постоянного общения сделали нас семьей, по-настоящему близкими, родными людьми. И когда начались богослужения в новом храме еще даже недостроенном, то эта общность, единение и взаимная любовь членов общины создавали
непередаваемую атмосферу Пасхальной радости во время каждой Литургии.
В храме практически не было наемных работников все обязанности от уборки до пения в церковном хоре бескорыстно и добровольно выполняли прихожане и члены семьи о. Алексея. Возможно нам недоставало профессионализма в ведении некоторых дел храма но у нас было искренне желание быть полезными служить друг другу, тем самым служа Богу.
Год от года наша община росла - прибывали все новые и новые души ищущие истины, света, любви, и найдя их в Церкви, оставались здесь навсегда.
Для нас как для христиан нет в жизни ничего более важного, чем собираться вместе у Евхаристической Чаши и пребывать в любви к Богу и друг к другу.
Но, к огромной нашей скорби, с недавнего времени мы лишены такой возможности.
Казалось бы сейчас, в такое благоприятное для православия время, когда нет гонений со стороны властей храмы открыты, купола позолочены, что может помешать христианам жить полноценной церковной жизнью?
Трудно в это поверить, но тот, кто поставлен заботиться о всякой пользе ко спасению наших душ, одним росчерком пера перечеркнул все, что мы с любовью созидали много лег. Указом от 27.04 2012 Архиепископ Одесский и Измаильский Агафангел освободил от настоятельского
послушания прот. Алексея Скакуна и назначил на его место нового настоятеля, а самого о. Алексея перевел на пастырское служение в другой храм.
Неожиданность этого указа заставила нас, наиболее активных прихожан, подробно вникнуть в суть дела, чтобы выяснить его причины. То, что мы увидели и услышали от нашего архиепископа и его помощников, ужаснуло и ранило нас настолько, что мы теперь вообще с трудом пытаемся сохранить доверие к официальной Церкви.
Нам удалось пообщаться с благочинным о. Павлом (Полищуком), который был уполномочен передать о. Алексию указ, задать ему вопросы о причинах такого решения архиерея. Тот сразу дал нам понять что принятое решение окончательно и обсуждению не подлежит, и наше несогласие ни на что повлиять не может, в то же время благочинный перечислил претензии к нашему настоятелю.
В вину вменялось следующее.
- о. Алексий не ведет официальную бухгалтерию в храме, не опечатывает ящики для
пожертвований и т.п.
- не аккуратен - а именно "не стирает элитон, и потому он воняет" (это цитата), а также возбраняет клирикам из гигиенических соображений иметь личные платы
- отвращает от Церкви людей тем, что многим отказывает о совершении над ними Таинств (Крещения, Венчания. Св Причастия), мотивируя отказ тем. что для участия в Таинстве у человека еще недостаточно знаний, веры, страха, любви.
Естественно, паства сочла эти обвинения возмутительными.
Во-первых, возмутило то, что у руководства епархии возник интерес к финансовым делам нашего храма только тогда, когда они стали налаживаться. В то время, когда храм строился, и средства собирались буквально по крупицам, нас не посещали комиссии, не проверяли наши бухгалтерские книги, не предлагали оказать материальную помощь семье настоятеля, скитающейся по съемным квартирам, и по сем день не имеющей собственного жилья, живущей при храме в помещении для воскресной школы. Слова – карнавка, деньги и зарплата, "отчисления в епархиальный фонд" звучали в обвинительных речах благочинного о. Павла и Владыки Агафангела так часто, что настоящая причина смещения настоятеля обозначилась сама собой. Похоже, любовь к серебренникам все же превозмогает над христианской моралью.
Рассуждения благочинного о гигиене и нежелании вытирать уста одним платом с паствой, а также о том, что эпитон нужно стирать, показались нам крайне безобразными. Из его слов можно было заключить что пятна на плате - не от Крови Господа, а от какой-то нечистоты. Мы знаем, что эпитон по причине ветхости должен сжигаться. Брезгливость же есть грех гордости и нелюбви к ближнему.
Что касается Таинств, отношение к ним О. Алексия действительно строгое и серьезное, как и ко всему, что происходит в Церкви. Такой подход действительно многим бросается в глаза, поскольку разительно отличается от "лояльной» вседозволенности, столь распространенной во многих православных храмах. Ведь сейчас в храмы идут все - и верующие, и неверующие, многие по традиции, по моде, в надежде получить за потраченные на свечи и записки деньги какое-то благо. Отношение к церкви у народа все больше напоминает поход в супермаркет, где царит принцип "деньги-товар ". Как бы это ни было прискорбно, но подавляющее большинство священнослужителей идут на поводу у непросвещенного народа, выполняют все их требования, наверное, боясь лишиться количества прихожан со всеми вытекающими последствиями. Но, слава Богу, еще есть в Церкви священники, которые осознают колоссальную ответственность за каждую душу, попавшую в их поле зрения, и которые знают, что участие в таинстве неподготовленного человека, приступающего к Богу без страха и любви, может закончиться плачевно, в суд и в осуждение. Об этом находим столько указаний и предостережений у святых отцов, начиная от святого апостола Павла. Но теперь слышим от высокопоставленного священника - благочинного, дословно следующее: "Это все когда было писано? Реалии жизни давно поменялись, нужно идти в ногу со временем". Для нас, православных христиан, исповедающих в Символе веры Святую Соборную и Апостольскую Церковь, дико слышать от пастыря, что апостольские правила потеряли свою актуальность. Святой апостол Павел предупреждает, что если и ангел явится с неба и будет проповедовать не то, что мы проповедуем, то не верьте. Тем более стоит усомниться, когда перед нами не ангел, в человек, хоть и священник, однако, вполне способный заблуждаться сам и вводить в заблуждение других.
Наш настоятель привил нам глубокое благоговение и любовь к Святым Таинствам, и всем новым прихожанам старается разъяснять всю серьезность происходящего в Церкви, призывает
размышлять, вникать, возгревать в себе искренние чувства к Богу, быть членом Церкви - Тела Христова, а не "ходить в церковь". Действительно, каждому, кто приходит в храм креститься, или крестить детей, или причаститься Христовых Тайн (имеются в виду новые прихожане), о. Апексей задает вопросы, пытается выяснить, как человек понимает смысл Таинства, какое придает ему значение. И если он видит в человеке опасное легкомыслие, то, естественно, советует воздержаться от того или иного действия, еще поразмышлять, прийти а храм в любой день для частной разъяснительной беседы. Зачастую именно эти беседы и выявляют, кто действительно ищет Бога и готов меняться ради Него, а кто хочет войти на праздничный пир не в брачной одежде.
Разве строгость в этих вопросах может быть поводом для осуждения и наказания священника? У этой строгости нет других причин, кроме любви и желания принести душе пользу.
К великому сожалению, Владыка Агафангел имеет другое мнение. Он не раз в резкой форме высказывал О.Алексию требование "крестить всех, причащать всех" и т.п. Но поскольку это требование не согласуется с учением Церкви, святых отцов, то о. Алексий никак не мог его выполнить.
Тем более, что перед его глазами всегда есть добрые плоды такого подхода - многие и многие прихожане, которые впервые всерьез задумались о вере лишь благодаря строгости священника, сочетающейся с искренней заботой о душе каждого.
Хотим отметить, что ни Владыка Агафангел. ни окружной благочинный в храме со дня его основания ни разу не были (хотя по Уставу про управление УПЦ это является их прямой обязанностью), за порядком богослужения и жизнью общины не наблюдали, а всю информацию получали, как это ни срамно, от доносчиков. Двое клириков, присланные служить в наш храм из других приходов, о Павел Медведко и о Олег Лебедев, преследуя свои меркантильные цели и поправ все евангельские принципы, докладывали архиерею либо заведомо искаженные факты, либо попросту ложь. Не раз созывалась дисциплинарная комиссия, но уличить о. Алексея в нарушении устава Церкви никому так и не удалось.
В такой атмосфере травли, лжи и лицемерия мы провели почти год, и теперь можно только догадываться, как это отразилось на духовном состоянии каждого из нас, ведь эти события происходили буквально у всех на глазах. Но почему на этом судилище над настоятелем были учтены только показания клеветников и даже не выслушаны мнения прихожан - для нас так и осталось непонятным. Римское право - признак цивилизованности общества - гарантирует каждому человеку защиту на суде. Даже с формальной точки зрения, по Уставу УПЦ все жалобы на настоятеля должны быть изначально озвучены на парафиальных сборах, и лишь в спорном случае переданы на рассмотрение архиерею (см Устав про управление УПЦ. Ст. 41 п. Н ).
От нашей же общины до последнего момента тщательно скрывали, в чем именно обвиняется о Алексей, и со стороны обвинителей это вполне понятно - прихожане легко опровергли бы их клевету. Хотя в том, что для нашего архиепископа Устав мало значит, мы могли убедиться и ранее, по его действиям в Киеве.
Встревоженные и огорченные происходящим, в тот же день мы попытались встретиться с Владыкой Агафангелом, но тот, кто называет себя нашим отцом, заботящимся о благе своих чад, не соизволил принять нас, стоящих у ограды его резиденции. Его помощник, сообщивший нам об отказе в аудиенции, сказал так "Наш Владыка - сам себе владыка'". Трудно выразить, какое жуткое разочарование испытали мы в этот момент, ведь до этого мы считали, что архиерей в своих действиях руководствуется Божьими постановлениями и повелениями.
Позже мы все ждали, что Владыка, наконец, появится у нас в храме, когда вечером того же дня во дворе собралось около 300 человек, все были в недоумении, многие не могли сдержать слез, и женщины и мужчины, собирали подписи в поддержку своего настоятеля. В такой тяжелый момент архипастырь как никогда должен был бы проявить свое отцовское попечение, прийти, вразумить, ободрить, утешить.
Но вместо самого заботливого отца в тот вечер мы увидели присланные им наряды милиции. Как это похоже на уродливую современную политику и не похоже на Православную Церковь, когда секретарь епархии, священник о. Андрей Новиков, на крыльце храма силой расталкивает плачущих пожилых женщин, потому что у него приказ от архиерея во что бы то ни стало занять храм, двор полон сотрудников милиции, а за соседними домами стоят в укрытии автобусы с отрядами "Беркута". Стыдно перед Богом и перед людьми за такое поведение православных иереев, проповедующих с амвона христианскую любовь. Неудивительно, что из-за них имя Божие хупится язычниками.
Как когда-то на безоружного Христа, так и на нас, словно на разбойников, был послан целый отряд воинов с мечами. Только заступничество Пресвятой Богородицы, покровительницы нашего храма, спасло нас в тот день от беды. И, в конце концов, Владыка по телефону через благочинного передал согласие принять у себя нескольких представителей общины.
Когда на следующий день трое наших прихожан прибыли к Успенскому монастырю, где находится резиденция Владыки, то и там увидели наряды милиции. Перед входом в дом нас попросили оставить личные вещи за дверью. Не было разве что обыска.
Диалог мирян и архиерея не удался, скорее это был монолог. Основная суть речи Владыки была в том. что мы обязаны подчиниться его решению, потому что этого требует Устав, что об отмене указа не может быть и речи, а мнение и желание "толпы" - таким термином Его Высокопреосвященство назван нашу общину - не может быть основанием для решений архиерея. Владыка также пытался убедить нас, что смена настоятеля совершена для нашей пользы, а об о. Алексии высказал множество порочащих ложных сведений, при этом не скрывая, что это большей частью непроверенная информация, слухи. Зная о. Алексия на протяжении более 10 лет, мы не могли слушать эту клевету без отвращения. Но возможности высказать свои аргументы у нас не было - их никто и не планировал слушать. И в связи с этим у нас возникло ощущение, что простые миряне со своими духовными потребностями, своей болью и своим мнением в Одесской епархии не нужны. Разве что в качестве наполнителей ящиков для пожертвований. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий "… Действительно, для Бога и для вечности ничто не имеет значения - ни сан, ни чин, ни достижения и подвиги, если в человеке нет любви. Святые отцы говорят, что даже в справедливости нет любви, потому что любовь выше справедливости. А в такой вопиющей НЕсправедпивости нет ее и подавно.
Несколько дней спустя воскресную Литургию в нашем храме служил уже новый настоятель. Наверно, было бы лишним объяснять, почему большинство прихожан сочли для себя невозможным и неполезным оставаться в этом храме.
В течение нескольких недель с момента тех событий мы набпюдаем их печальные последствия. Люди подвалены, испытывают чувство опустошенности и разочарования. Открытая ложь, грубость, коварство со стороны священнослужителей, с которыми нам пришлось столкнуться в эти дни, заставили нас по-новому взглянуть на духовное состояние нашей Церкви. Молим Бога, чтобы укрепил нас в этом испытании, стараемся не унывать и не роптать, но пока не видим выхода из сложившегося положения. Община разбрелась по окрестным храмам, многие вообще на некоторое время перестали посещать богослужения. О. Алексей еще не приступил к полноценному служению на новом месте по состоянию здоровья. К тому же, там он поставлен одним из * священников, и для Литургии ему будет отведен будний день, когда основная часть наших прихожан не сможет бывать в храме.
В повседневной жизни мы встречаемся, общаемся, сострадаем и поддерживаем друг друга, но Евхаристическое общение невозможно ничем заменить.
Сейчас нас пытаются обвинить в кумиропоклоничестве и фанатизме, в собственнических чувствах по отношению к построенному храму, не желая при этом понять, что мы боремся за храм и за настоятеля постольку, поскольку они являются для нас самыми благоприятными условиями ко спасению наших душ, и мы считаем, что никто не в праве нас их лишать. Более того - нам создали дополнительное препятствие, а ведь их и так предостаточно в окружающем нас безбожном мире. Но если со стороны мира христианин всегда готов принять удар, то в церковной ограде, где по слову Христа должна царить любовь, меньше всего ожидаешь встретить "иуд" и "палачей".
Несомненно, что всякая власть от Бога, а принцип иерархичности в Церкви - один из основополагающих.
Однако, когда власть в Церкви используется для достижения иных целей, кроме спасения человеческих душ, невольно приходит на память евангельская притча о виноградарях.
Будучи на грани отчаяния, мы решили обратиться со своей болью к Вам, Ваше Блаженство, поскольку знаем, что Вам также чужд дух мира сего, толкающий некоторых "шагать по головам" к своим низменным целям.
Мы понимаем, что масштаб Ваших дел во много раз превосходит размеры нашей проблемы. Но, несмотря на это, дерзаем просить Вас подобно евангельскому пастырю оставить 99 пасущихся овец и прийти на помощь одной, попавшей в беду. Тем более, что речь идет о полутора сотнях человеческих душ.
В завершение своего письма хотим повторить, что возлагаем большие надежды на Вас как предстоятеля УПЦ и горячо молим Бога, чтобы дал вам время и силы творить угодные Ему дела. Сердечно просим Вас не оставить без внимания и ответа наше обращение. Ваше мнение для нас крайне важно.
Мы не знакомы с канцелярским протоколом, поэтому обращаемся к Вам просто, как дети к отцу. Если на то будет Ваше благословение, мы готовы прислать для встречи с Вами представителей нашей общины. Будем благодарны и рады любому Вашему ответу в любой форме. К письму прилагаем наш поименный список с подписями.
Просим Ваших архипастырских молитв за нас, немощных С великой надеждой на Ваше сочувствие и понимание наших нужд.
община храма иконы Божией Матери
"Споручница грешных»,
г. Одесса, пос. Котовского, Днепропетровская дор. 103 а.