понедельник, 9 января 2017 г.

Отступление первое: митрополит Киевский и всея Руси Исидор.

«Вси князи умолчаша, и бояре и иные мнози, еще же паче и епископы русские, вси умолчаша и воздремаша и уснуша...» (из летописи).
"...Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности".
(В. Ключевский)

Исидор Киевский, (1380/1390?— 1463, Рим) — митрополит Киевский и всея Руси (ок. 1436 — апрель 1458).

Начну с "попытки привнести из вне", да еще и из самой патриархии, ... читайте, не буду Вам мешать. Для многих это будет открытием темной, неприглядной стороны Русского Православия. Помните, что не в наших силах изменить его прошлое, но от нас зависит какое у него будет будущее...

"... Традиции самостоятельно выбирать митрополита на Руси еще не было. Несмотря на укрепление политической самостоятельности Московского государства, окончательное слово в выборе первоиерарха для Руси традиционно было за Константинополем. И хотя «в Москве хотели поставить митрополитом рязанского епископа Иону, но патриарх Константинопольский поставил митрополитом на Русь Исидора (последнего русского митрополита из греков). В это время константинопольская церковь перед лицом надвигавшейся турецкой опасности пыталась найти помощь на католическом Западе». Вообще к тому времени несколько митрополитов подряд были назначаемы из Константинополя без учета пожеланий русской власти. «Московские митрополиты греки Киприан, Фотий, Исидор, будучи ставленниками константинопольского патриарха, опирались на поддержку вселенской православной церкви.» Другое дело, что одни решительно и твердо стояли за интересы вверенной им паствы и оставили по себе добрую память, не в пример другим, в частности митрополиту Исидору, использовавшему данную ему власть совсем в ином направлении.
Для принятия унии, а точнее, для подчинения Восточной Православной Церкви Западной Католической, в начале 15-го века сложились благоприятные для Рима политические условия. В первую очередь это связано с экспансией турецкого владычества и прямой угрозой в связи с этим самому существованию некогда мощной Византийской империи. Перед лицом порабощения иноверцами православные византийские императоры готовы были искать помощи где угодно, даже у некогда смертельных врагов — латинян.
  Посылая Исидора на Русь, византийский император и патриарх хотели вскоре увидеть его как главу русской делегации на вселенском соборе, посвященном вопросу о соединении Православной и Католической Церквей".
"На соборе (Ферраро-Флорентийском) активно способствовал заключению унии с Римом. 5 июля 1439 года поставил свою подпись митрополита Киевского и всея Руси и местоблюстителя апостольского престола святейшего патриарха Антиохийского под Соборным определением после автократора ромеев Иоанна Палеолога и двух представителей патриарха Александрийского.
 Греческое духовенство признавало главенство Римского папы и основные латинские догматы, император и духовенство надеялись получить от Запада право на автономное самоуправление и проведение богослужений по византийскому обряду. Митрополит Исидор был одним из главных участников собора и сторонников унии, которая оказалась впоследствии малорезультативной: простой народ и духовенство не приняли её. В Византии сторонниками унии, по политическим мотивам, оставались только двор императора и назначенный им Патриарх.
 Другой причиной безрезультатности унии было то, что её провозгласил Флорентийский собор под руководством папы Евгения IV, власть которого не признавали многие государи Европы, сторонники Базельского собора и избранного им антипапы Феликса V. Не признавали власти Евгения и в Речи Посполитой, в состав которой входила западная часть Киевской Митрополии".
"6 сентября 1439 во главе русской делегации покинул Флоренцию, 15 сентября был в Венеции, 16 сентября назначен легатом Евгения IV для Польши, Литвы и Ливонии.
 За заслуги в деле унии папой Евгением IV 18 декабря 1439 года Исидор был возведён в сан кардинала Римской Церкви с титулом Святых Марцеллина и Пьетро с присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции).
19 марта 1441 года приехал в Москву и передал Василию II послание Евгения IV, содержавшее просьбу помогать митрополиту в воссоединении Католической и Русской Церквей. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе митрополит помянул предстоятелей в соответствии с порядком церковной пентархии — папу Римского Евгения, патриарха Константинопольского Митрофана, папу Александрийского Филофея, патриархов Антиохийского Дорофея и Иерусалимского Иоакима. Затем Исидор прочёл с амвона Соборное Определение Ферраро-Флорентийского собора.
 Через три дня был взят под стражу по указу великого князя и заключён в Чудов монастырь. Осуждён на соборе русского духовенства, при этом отказался от покаяния и отречения от унии. В сентябре 1441 года, очевидно с ведома Василия II, бежал в Тверь, в начале 1442 года прибыл в Литву, к 22 марта 1443 перебрался в Буду, где ..." дальнейшая жизнь его протекала за пределами Руси.
...
За достоверность всех приведенных здесь событий и дат не ручаюсь, но в целом суть происшедшего донесена правдоподобно. Предлагаю сравнить то, чем мотивируют сегодня:
"...сегодня речь идет о будущем христианской цивилизации, если хотите – о ее выживании (митр. Волоколамский Иларион), 
"признать исторический характер состоявшейся в Гаване встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска и отметить ее важность в деле объединения усилий по защите христиан, переживающих преследования на Ближнем Востоке и в Африке, в установлении мира и справедливости на земле Украины (решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 апреля 2016г),
"Считаю, что встреча Патриарха Московского с Папой была важным событием. Это произошло впервые в истории, но ведь впервые в истории(?) обрушиваются такие гонения на христиан, впервые в истории происходит дехристианизация человеческой цивилизации — мы и об этом сказали" (слово святейшего патриарха Кирилла в праздник Торжества Православия, 21 марта 2016г).
...с тем, чем мотивировали тогда: "Перед лицом порабощения иноверцами православные византийские императоры готовы были искать помощи где угодно, даже у некогда смертельных врагов — латинян" (см. выше).
Есть предположение, что митр. Исидор надеялся на "безграмотность и послушание" русского духовенства. «Вси князи умолчаша, и бояре и иные мнози, еще же паче и епископы русские, вси умолчаша и воздремаша и уснуша...» (из летописи). Но помешал царь... Сегодня "мешать" некому. Кто мог - от тех избавились в первой половине 20-го века...
"В истории все происходит дважды: в первый раз в виде трагедии, во второй - как фарс".
...
Кстати, Византию уния не спасла, Константинополь в 1453 году был захвачен войсками турок-османов, империя пала. А позор остался...

Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий