"Удобный, эффективный, быстро набирающий скорость и надежно тормозящий народ (с мягкой или жесткой подвеской – это на выбор) должен быть немножечко темноват. Нет, когда каждый по отдельности дебил – это плохо (придется программистов набирать в Пакистане). Но когда каждый по отдельности не дебил, а вот в совокупности, в виде общественного мнения – коллективный ослик, вот тогда хорошо".
Есть такой принцип управления (не знаю, как он называется у Макиавелли и называется ли вообще, но сталкиваться с ним приходится постоянно): если хочешь чего-то добиться от людей, не проси их об этом прямо. Не объясняй им, почему им надо так поступить. Лучше «разведи втемную».
Попросишь – а они не захотят. Или забудут. Объяснишь – а они не поймут. Или не согласятся. «Люди, Шура, такие коз-злы…» А результат нужен сейчас.
Вот поэтому добиваться результата лучше не «по-честному», а с помощью манипуляций. Надавить на чувства, инстинкты. Приврать, обмануть. Польстить. Подкупить. Заставить. Намазать одно место горчицей.
Всякая власть пользуется этим правилом. Почему ни один властитель никогда не сядет перед телекамерой и не скажет, заглядывая в наши глаза: «Братья и сестры! Обстановка следующая…» Не расскажет все как на духу, не объяснит? Почему о том, что происходит на самом деле, приходится гадать на темных словесах «политологов»?
Да вот, в частности, еще и поэтому. Непонятно Путин на прямых линиях говорит? А если бы он сказал понятно, а мы не поняли? А если бы сказал правду, а мы от нее ошалели?
Нам хочется, чтобы с нами по-честному да по-простому, а сами-то мы готовы по-честному, если правда окажется нам решительно не по вкусу? Или начнем отводить глаза, юлить да думать, как прокопать лазейку?..
Власть – это игра втемную. Не потому, что власть плохая. А потому, что так эффективнее.
Соответственно, эффективной власти нужен эффективный народ. Эффективный – значит хорошо управляемый. Тут возможны варианты. Либо (при тиранах) – как в армии: приказ отдан – и все построились. Либо (при свободе и демократии) – разводилово. Один ослик бежит, потому что его по попке хлопают, другой – потому что морковкой перед носом вертят. Вот разница между Сталиным и… (Кто самый-самый несталин? Хм, даже не знаю.)
Удобный, эффективный, быстро набирающий скорость и надежно тормозящий народ (с мягкой или жесткой подвеской – это на выбор) должен быть немножечко темноват. Нет, когда каждый по отдельности дебил – это плохо (придется программистов набирать в Пакистане). Но когда каждый по отдельности не дебил, а вот в совокупности, в виде общественного мнения – коллективный ослик, вот тогда хорошо.
Теперь смотрите, что получается. Есть общественное мнение. Оно должно быть простым – прямым и ясным. Без всяких «но» и «если», без завихрений. И каждый из нас придерживается той или иной модели общественного мнения (если он не древнегреческий «идиот»). Но!.. Если при этом твое личное мнение с общественным мнением целиком и полностью совпадает… то ты – ослик.
Эта коллизия не вчера сложилась. А сложилась она приблизительно в XVIII веке, когда возникло (а точнее, начало актуализироваться) понятие «интеллигенции».
Слово intelligentia существовало еще в латыни и означало «способность к пониманию». Примерно в этом значении оно попало в оксфордский словарь: «часть нации, стремящаяся к самостоятельному мышлению».
В России к этом простому значению добавился еще десяток плюс миллион оттенков. Но нам хватит изначального. Интеллигент – это «тот, кто стремится понимать, что происходит в обществе, управляемом описанным выше способом».
Это определение объясняет и суть понятия, и суть наших к нему претензий.
Стремиться понять и быть против – это не одно и то же.
Но рядом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий