3.
С "безбрачием" кандидатов во епископа, думаю, все понятно и возвращаться к этому вопросу нет необходимости... Но читая "Управление и церковный строй" (из документов Комиссии Синода РПЦ по подготовке Всеправославного Предсобора, 1968г.), нельзя не обратить внимание на еще одну темную, можно даже сказать "черную" сторону выборов кандидата во епископа. Это принадлежность его к монашествующим, то, что нашло свое отражение в названии сообщения, и что стало причиной его написания. И хотя в заключении комиссии, которая кстати состояла из девяти епископов, возглавляемых (на тот момент еще) Архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым),
десятка профессоров, доцентов и просто преподавателей Ленинградской и Московской духовных академий было черным по белому написано, что "В церковных канонах нет определения, которым Церковь узаконивала бы избрание и посвящение во епископы исключительно монашествующих" , выборы кандидатов в таковые происходят исключительно из монашествующих.
Чем объяснить такое рвение "аскетов и монашеских идеалов" во власть? Начало этого "движения", о чем уже я писал раньше, было заложено Византийским императором Юстинианом I, который законодательно обязал Византийскую церковь не "совершать хиротонию во епископа над теми, кто имеет жену"... Чем ему жены архирейскии не угодили - не знаю, но то, что для такого действия потребовался закон, говорит о том, что до принятия закона руководствовались другим набором требований к кандидату. Более того, Юстиниан сузил требования к кандидату до "епископ, таким образом, пусть поставляется из монахов, или из клириков, имеющих свидетельство о своей жизни". Клириков надо полагать принявших целибат (обет безбрачия) .
Таким образом, не законами церковными, а мирскими, на территории Византийской империи, граница которой практически была и границей распространения христианства, выборы епископата производились из монашествующих или принявших обет безбрачия. Что стало основными, главенствующими критериями отбора.
Священство Западной Церкви к тому времени уже состояло из принявших целибат, что значительно увеличивало число кандидатов во епископы, Восточная же Церковь исключила из числа достойных "белое" священство. Более того, со временем число кандидатов сузилось до количества архимандритов.
Об этом ли говорил Апостол Павел в Первом послании к Тимофею? Нет, там читаем о том, что:
"Следующие требования, какие предъявляются к кандидату во епископы, во-первых то, что он должен отличаться добрыми нравственными качествами, как с внутренней стороны – быть трезвым, целомудренным, благочинным, честным, страннолюбивым, – так и со стороны внешнего своего поведения – не пьяница, не бийца, не сварлив ... но миролюбив, – а вместе с тем обладать и умственными данными – быть учительным; во-вторых, он должен доказать свою способность к управлению Церковью умелым и успешным управлением своего собственного дома, и, в-третьих, не должен быть из новообращенных в христианство, чтобы не возгордиться своим скорым возвышением. Еще важное требование – он должен «иметь доброе свидетельство от внешних», (ст. 15) то есть от нехристиан – не иметь дурной славы за какие-либо порочные дела у язычников и вообще всех непринадлежащих к Церкви, дабы не опорочить в их глазах Церковь Христову, как возвышающую лиц нравственно недостойных (3:1–7)." (Архим. Аверкий (Таушев).
Согласитесь, что перечисленные требования более свойственны "белому" священству, чем "черному", которого тогда еще и не было, а были аскеты. Как и чем аскет мог доказать "свою способность к управлению Церковью умелым и успешным управлением своего собственного дома" , отказавшись от этого самого дома? Или быть учительным своим современникам, когда об их жизни то становилось известно зачастую после ее завершения?
"Епископом может быть всякое безбрачное лицо одинаково из клира, мирян и лиц монашествующих, если только они отвечают каноническим условиям иерархической правомочности" (см. документ "Комиссии..." ). Вы можете привести мне пример избрания епископа из не монашествующих? Нет? Так "может быть" или как всегда? А как всегда?
Для этого нам потребуется немного воображения и с его помощью перенестись во времена Византийской империи. Где с определенного момента выборы во епископы производились из числа монашествующих. Монастырей было много, монахов еще больше... "Новгородский архимандрит Антоний от греческого моря до русского насчитывал 14000 монастырей. По словам Роберта де Клари, в одной столице было 30000 монахов" (из справки академического словаря).
Росту числа монашествующих способствовало постановление Юстиниана о том, что раб обретает свободу, если станет монахом или клириком, (которое только в конце IX в. было отменено). В V Новелле, глава II (535г.) имп. Юстиниана читаем, о том, что раб прошедший испытательный трехлетний срок подготовки к пострижению в монахи, "да пребывает он в святом монастыре, свободным от притязаний обвинителей. ... И впредь мы не дозволяем никому и ни в чем доискиваться относительно него, но желаем, что бы он - будь он хоть раб, хоть свободный - предавался аскезе". И рабы часто делали выбор в пользу монашества.
Так вот, вполне естественно, что избранный из монашествующих епископ имеет какое то общение с монастырями не через рядовых монахов, которых множество, а через их руководителей, которые как правило в священном сане. Не трудно догадаться, что ограниченные в выборе приемника законом империи, они вынуждены были искать его в этой среде. Более того, имея возможность ставить и снимать монастырских игуменов, они, и это вполне естественно, создавали себе окружение из числа монашествующих, соответствующих их пониманию требований к ним. Одним словом имели возможность готовить себе приемника, руководствуясь своими требованиями, и хорошо, если эти требования совпадали с "добрыми нравственными качествами"... Иногда в этот процесс вмешивались цари - императоры, князья, да бояре, но в целом уже более тысячи лет сохраняется то, что епископ выбирает (именно епископ!) кандидатов во епископы из своего окружения. По своему усмотрению, зачастую вопреки каким то нормам, коих и осталось то всего ничего...
Возможно одно из "сообщений" я посвящу примерам явно странных хиротоний, но предварительно хорошо бы нам рассмотреть еще один вопрос устройства РПЦ. Вопрос о возрасте рукополагаемых.
С "безбрачием" кандидатов во епископа, думаю, все понятно и возвращаться к этому вопросу нет необходимости... Но читая "Управление и церковный строй" (из документов Комиссии Синода РПЦ по подготовке Всеправославного Предсобора, 1968г.), нельзя не обратить внимание на еще одну темную, можно даже сказать "черную" сторону выборов кандидата во епископа. Это принадлежность его к монашествующим, то, что нашло свое отражение в названии сообщения, и что стало причиной его написания. И хотя в заключении комиссии, которая кстати состояла из девяти епископов, возглавляемых (на тот момент еще) Архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым),
десятка профессоров, доцентов и просто преподавателей Ленинградской и Московской духовных академий было черным по белому написано, что "В церковных канонах нет определения, которым Церковь узаконивала бы избрание и посвящение во епископы исключительно монашествующих" , выборы кандидатов в таковые происходят исключительно из монашествующих.
Чем объяснить такое рвение "аскетов и монашеских идеалов" во власть? Начало этого "движения", о чем уже я писал раньше, было заложено Византийским императором Юстинианом I, который законодательно обязал Византийскую церковь не "совершать хиротонию во епископа над теми, кто имеет жену"... Чем ему жены архирейскии не угодили - не знаю, но то, что для такого действия потребовался закон, говорит о том, что до принятия закона руководствовались другим набором требований к кандидату. Более того, Юстиниан сузил требования к кандидату до "епископ, таким образом, пусть поставляется из монахов, или из клириков, имеющих свидетельство о своей жизни". Клириков надо полагать принявших целибат (обет безбрачия) .
Таким образом, не законами церковными, а мирскими, на территории Византийской империи, граница которой практически была и границей распространения христианства, выборы епископата производились из монашествующих или принявших обет безбрачия. Что стало основными, главенствующими критериями отбора.
Священство Западной Церкви к тому времени уже состояло из принявших целибат, что значительно увеличивало число кандидатов во епископы, Восточная же Церковь исключила из числа достойных "белое" священство. Более того, со временем число кандидатов сузилось до количества архимандритов.
Об этом ли говорил Апостол Павел в Первом послании к Тимофею? Нет, там читаем о том, что:
"Следующие требования, какие предъявляются к кандидату во епископы, во-первых то, что он должен отличаться добрыми нравственными качествами, как с внутренней стороны – быть трезвым, целомудренным, благочинным, честным, страннолюбивым, – так и со стороны внешнего своего поведения – не пьяница, не бийца, не сварлив ... но миролюбив, – а вместе с тем обладать и умственными данными – быть учительным; во-вторых, он должен доказать свою способность к управлению Церковью умелым и успешным управлением своего собственного дома, и, в-третьих, не должен быть из новообращенных в христианство, чтобы не возгордиться своим скорым возвышением. Еще важное требование – он должен «иметь доброе свидетельство от внешних», (ст. 15) то есть от нехристиан – не иметь дурной славы за какие-либо порочные дела у язычников и вообще всех непринадлежащих к Церкви, дабы не опорочить в их глазах Церковь Христову, как возвышающую лиц нравственно недостойных (3:1–7)." (Архим. Аверкий (Таушев).
Согласитесь, что перечисленные требования более свойственны "белому" священству, чем "черному", которого тогда еще и не было, а были аскеты. Как и чем аскет мог доказать "свою способность к управлению Церковью умелым и успешным управлением своего собственного дома" , отказавшись от этого самого дома? Или быть учительным своим современникам, когда об их жизни то становилось известно зачастую после ее завершения?
"Епископом может быть всякое безбрачное лицо одинаково из клира, мирян и лиц монашествующих, если только они отвечают каноническим условиям иерархической правомочности" (см. документ "Комиссии..." ). Вы можете привести мне пример избрания епископа из не монашествующих? Нет? Так "может быть" или как всегда? А как всегда?
Для этого нам потребуется немного воображения и с его помощью перенестись во времена Византийской империи. Где с определенного момента выборы во епископы производились из числа монашествующих. Монастырей было много, монахов еще больше... "Новгородский архимандрит Антоний от греческого моря до русского насчитывал 14000 монастырей. По словам Роберта де Клари, в одной столице было 30000 монахов" (из справки академического словаря).
Росту числа монашествующих способствовало постановление Юстиниана о том, что раб обретает свободу, если станет монахом или клириком, (которое только в конце IX в. было отменено). В V Новелле, глава II (535г.) имп. Юстиниана читаем, о том, что раб прошедший испытательный трехлетний срок подготовки к пострижению в монахи, "да пребывает он в святом монастыре, свободным от притязаний обвинителей. ... И впредь мы не дозволяем никому и ни в чем доискиваться относительно него, но желаем, что бы он - будь он хоть раб, хоть свободный - предавался аскезе". И рабы часто делали выбор в пользу монашества.
Так вот, вполне естественно, что избранный из монашествующих епископ имеет какое то общение с монастырями не через рядовых монахов, которых множество, а через их руководителей, которые как правило в священном сане. Не трудно догадаться, что ограниченные в выборе приемника законом империи, они вынуждены были искать его в этой среде. Более того, имея возможность ставить и снимать монастырских игуменов, они, и это вполне естественно, создавали себе окружение из числа монашествующих, соответствующих их пониманию требований к ним. Одним словом имели возможность готовить себе приемника, руководствуясь своими требованиями, и хорошо, если эти требования совпадали с "добрыми нравственными качествами"... Иногда в этот процесс вмешивались цари - императоры, князья, да бояре, но в целом уже более тысячи лет сохраняется то, что епископ выбирает (именно епископ!) кандидатов во епископы из своего окружения. По своему усмотрению, зачастую вопреки каким то нормам, коих и осталось то всего ничего...
Возможно одно из "сообщений" я посвящу примерам явно странных хиротоний, но предварительно хорошо бы нам рассмотреть еще один вопрос устройства РПЦ. Вопрос о возрасте рукополагаемых.
...
Комментариев нет:
Отправить комментарий