вторник, 14 февраля 2017 г.

Если же кто обличен будет...

5 февраля памяти VI Вселенского Собора
VI Вселенский Собор

"Нет вещи, которую нельзя было бы улучшить" (Аксиома Форда).

"Когда мы пытаемся вытащить что-нибудь одно, оказывается, что оно связано со всем остальным" (Закон Муира).

"И где бы была истина, если бы ее нынешний пpиговоp был пpотивен вчеpашнемy?" (Алексей Хомяков "Церковь одна").

2.
В предыдущем сообщении я показал, на примере пересмотра требований к избираемому в епископа, механизм привнесения в церковную жизнь изменений. С этим, думаю, все понятно.
А вот "улучшение" заслуживает более подробного исследования, ибо оно интересно уже тем, что было удостоено Соборного решения. Кто то скажет: ну подумаешь - епископы решили выбирать епископа из себе подобных. Вот и давайте подумаем...
Читаем:
" Дошло до сведения нашего и то, что в Африке, Ливии, и в иных местах некоторые из тамо сущих боголюбезнейших предстоятелей (предстоятель - вместо имени Епископа), и по совершившимся над ними рукоположении, не оставляют жити купно со своими супругами, полагая тем претыкание и соблазн другим. Имея убо великое тщание, дабы все устроить к пользе порученных паств, признали мы за благо, да не будет отныне ничего такового. Сие же глоголем не ко отложению, или превращению Апостольского законоположения, но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее, и о том, да не допустим какого либо нарекания на священное звание. Ибо глоголет Божественный Апостол: вся во славу Божию творите; безпреткновенны бывайте иудеям, и эллинам, и Церкви Божией, как и я во всяком всем угождаю, не ища своей пользы, но многих, да спасутся. Подражатели мне бывайте, как и я Христу (1 Коринф. 10:31-33; 11:1). Если же кто усмотрен будет сие не творящий, да будет извержен."  
Пято-Шестой Вселенский Собор, 12 правило.
Собравшиеся епископы знали о предупреждении Апостолов не оставлять своих жен по избрании, но ... (тут у меня только предположения)... подумав, решили, что для "подражания" им чего то не достает. Вот все уже есть, осталась самая малость - от жен избавиться. Чисто по человечески я их понять могу, но вот как можно было принять 12 правило, если десятью правилами ранее утверждали, что:
"Прекрасным и крайнего тщания достойным признал сей святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали принятые и утвержденные бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданные именем святых и славных Апостолов, восемьдесят пять правил." 
Пято-Шестой Вселенский Собор, 2 правило.
И там же: "Если же кто обличен будет, как некое правило из вышереченных покусился изменить или прекратить: таковый будет повинен против того правила понести епитимию, какую оно определяет, и чрез оное врачуем будет от того, в чем преткнулся".
Восток он такой... Но, своя рука - владыка. "Если нельзя, но очень хочется, то можно...".
Изменили Апостольское Праило только для себя, а узнав, что в "...Римской Церкви, в виде правила, предано, чтобы те, которые имеют быть удостоены рукоположения во диакона, или пресвитера, обязывались не сообщаться более со своими женами: то мы, последуя древнему правилу Апостольского благоустройства и порядка, соизволяем, чтобы сожитие священнослужителей по закону и впредь пребыло ненарушимым, отнюдь не расторгая союза их с женами, и не лишая их взаимного в приличное время соединения" (13 правило).
...
Почтим все это минутой молчания.
Не будим к ним строги, они лишь "узаконили" то, что уже более 150 лет являлось законом для церквей Византийской империи. Кому интересны отношения между христианскими церквями и византийскими императорами, читайте пртпр. А. Шмемана "Исторический путь Православия". Полезное чтение и на многое дает ответы, хотя и вопросов добавляет...
Но вернемся к нашему времени. Из документов "Комиссии Синода РПЦ по подготовке Всеправославного Предсобора, 1968" , читаем в разделе  "УПРАВЛЕНИЕ И ЦЕРКОВНЫЙ СТРОЙ", п. В, "Епископат":
Вопрос о кандидатах
 Кандидатам во епископы предъявляются требования относительно:
нравственных качеств, семейного положения, возраста.
 1. Нравственные качества кандидатов во епископы указаны в посланиях Апостола Павла, в Постановлениях Апостольских и в церковных канонах (Тим. 3, 2-4^ Тит. 1, 8-9^ Пост. Апост. кн. 2 и 4; Лаод. 12; 7 Всел. Соб., 2).
 К епископству не должны допускаться лица недавно обратившиеся в веру Христову или недавно оставившие порочную жизнь (Ап. 80; 1 Всел. соб. 2), совершившие невольное убийство (Григ. Нис. 5), имеющие физические недостатки, препятствующие совершению священнослужения (Ап. 78) и страждущие душевною болезнью (Ап.79).
 2. Вопрос о семейном положении епископов решался в разное время и разных местах по разному. В первые три века во епископа мог быть избран, как безбрачный, так и женатый (1 Тим. 3, 2).
 Вопрос о безбрачии епископов и клира впервые был остро поставлен на Первом Вселенском Соборе. Большинство членов Собора было склонно признать безбрачие как обязательную норму для духовных лиц. Однако, согласившись с мнением Пафнутия, епископа из Верхней Фиваиды, Собор постановил не изменять существующего положения, и брачную и безбрачную жизнь предоставил свободному выбору поставляемых во епископа и другие степени священства (Церк. ист. Созомена, кн. 1, кл. 23).
 Обязательность безбрачия епископов была введена на западе в конце IV века, и на востоке в VII веке. Трулльский собор 12 правилом признал безбрачную жизнь для епископов обязательною.
Так безбрачие епископата под влиянием аскетов и монашеских идеалов утвердилась в церковном сознании по сей день.
 В церковных канонах нет определения, которым Церковь узаконивала бы избрание и посвящение во епископы исключительно монашествующих.
 Ни история, ни каноническое устроение Церкви, ни самое существо поставленного вопроса, требующее всюду искать лишь безбрачных достойных кандидатов епископского служения в Церкви, не обязывает считать пострижение в монашество канонически необходимым условием епископской хиротонии. Епископом может быть всякое безбрачное лицо одинаково из клира, мирян и лиц монашествующих, если только они отвечают каноническим условиям иерархической правомочности.
 3. При избрании кандидата во епископа необходимо учитыватьвозраст избираемого.
 Призываемый на епископское служение должен был иметь зрелый возраст. Но минимальный предел этого возраста никогда не был определен точно церковными правилами. Церковная жизнь сама нередко определяла возраст поставляемых во епископов, о чем говорят примеры.
 Ап. Павел поставил во епископа Ефесского "юного" Тимофея (1 Тим. 4, 12).
 Апостольские постановления говорят, что кандидат во епископа должен иметь по крайней мере 50 лет (П, 1).
 В VI веке византийское законодательство определило возраст епископа. В одной из своих новелл Юстиниан предписывает избирать во епископа лиц, по крайней мере, 35 лет от роду, в другой - ЗО-ти (Правила Православной Церкви с толков. Никодима, еп.Далма-Тинско-Истрийского. СПб., 1911., т. 1, стр. 485).
 В Русской Церкви в епископа избирали не моложе 40 лет. Но и эта норма строго не соблюдалась на Руси: посвящали кандидатов и 35 и 30 лет.
 Поместный Собор Русской Церкви 1917-18 гг. постановил избирать в правящие епископы не моложе 35 лет. (Собор, определен, и постановл., вып. 1, М. 1918 г., V гл. П, статья 17).
 Из рассмотрения церковных правил и исторических данных видно, что минимальный возраст кандидатов во епископы колебался между 30 и 35 годами.

Ну что сказать? "Безбрачие епископов" опрвдывается  12-м правилом Трульского (5 - 6) собора... Но там говорится о том, что жить "купно" с женой после избрания во епископа "претыкание и соблазн другим", а следовательно "да не будет отныне ничего такового". Где тут о "безбрачии"? Нет. Зато есть в законах императора Юстиниана.
Комиссия не нашла объяснения и тому факту, что пострижение в монашество является  "канонически необходимым условием епископской хиротонии".
...

Комментариев нет:

Отправить комментарий