***
Так вот, Церковь - это есть единство верующих в Духе Божьем. Единство в Духе Святом. Вот оказывается как созидается этот Единый Организм, эта Единое Тело Христово. Вот кто в Церкви.
Степень причастности этому Духу Святому очень различна, конечно. Постоянно употребляю образ, может вы найдете получше, я, почему то, гармошку. Вы скажите, как «гармошку»? А очень просто. Знаете... так и ходит, так и ходит наш человеческий дух. То он готов молиться, готов радоваться, то его сердце как камень. И слова молитвы то не может произнести. То он радуется, то весь в унынии. То готов людям в чем то помочь, то ни до кого ему дела нет... Как погода. Вот в каком состоянии мы находимся, вот такие вот колебания. Или как гармошка - растянуть, ух полно, сожать - ух звуки какие. А сжали и уже все, больше ничего. Не знаю, пикнет может чуть-чуть там, но уже воздуха уже нет... Вот в каком смысле я говорю.
Степень причастности этому Духу Святому очень различна, конечно. Постоянно употребляю образ, может вы найдете получше, я, почему то, гармошку. Вы скажите, как «гармошку»? А очень просто. Знаете... так и ходит, так и ходит наш человеческий дух. То он готов молиться, готов радоваться, то его сердце как камень. И слова молитвы то не может произнести. То он радуется, то весь в унынии. То готов людям в чем то помочь, то ни до кого ему дела нет... Как погода. Вот в каком состоянии мы находимся, вот такие вот колебания. Или как гармошка - растянуть, ух полно, сожать - ух звуки какие. А сжали и уже все, больше ничего. Не знаю, пикнет может чуть-чуть там, но уже воздуха уже нет... Вот в каком смысле я говорю.
Вот эта причастность Духу Божьему, она, конечно, может быть различна. Естественно, от степени ревности человека, степени понуждения себя к жизни по Заповедям. Но главный критерий, запомните пожалуйста, главный критерий - ... Ни сан, ни монашество, ни мирянство, а что же тогда остается? Ни его знания, ни степень. А что же остается? Что же тогда?
Святые Отцы единогласно утверждают, я бы сказал, следующую формулу: «мера Благодати Божией прямо соответствует степени смирения человека».
Вот оказывается что является критерием - степень смирения человека. Какого смирения? «Господи, хочу жить. И хожу на исповедь, и Причащаюсь... Какие то моменты, бывает, держусь и опять: то наврал, то слукавил, то еще что-нибудь, не хочу перечислять, и опять туда же...». Как вымытая свинья опять валяется в грязи. «Господи, помилуй, да что же это творится такое?».
Познание себя, реальное познание, вот, оказывается кто я есть.
Никто этого не видит. Я, это вижу я. Никто не видит мою душу, я вижу. Вот это видиние своей, своей чего? Потому что я даже кажется и хочу, да и хотение то меняется - то хочу, то вообще ничего не хочу... Вот это познание себя, познание, что оказывается кто есть я? Мое я - смех один, смех на палке. Малейшее что-нибудь и я уже отступил и от Бога и от всего на свете.
Вот это, познание того, что я не могу, не могу не осуждать, не могу не врать, не могу не лукавить, не могу не тщеславиться, не могу не гордиться... Я только вижу, я оказывается ничего не могу! Ужас! «Господи, помилуй!».
Вот это познание себя - это самое драгоценное, что есть в нашей христианской жизни. (14 - 32)Оно является началом смирения и это смирение, его степень и делает меня причастником Церкви.
Вот что делает причастником Церкви. Повторяю, а ни какие то звания, профессора, доктора, архимандриты, архиереи, патриархи, римские папы, еще кого бы там назвать? Далай ламу, да? Ничто это все, это все человеческое... Мерою смирения даруется человеку благодать Божия и только этим приобщается человек Церкви.
Почему во время Исповеди читается молитва разрешительная: «Примери и соедини его Святей Твоей Церкви». Почему в данный момент то? Потому что, по идеи, я каюсь. Я каюсь, действительно говорю «...да я никто и ничто, Господи, помилуй!».
Вот, и я действительно тогда примиряюсь и соединяюсь Церкови Божьей. Становлюсь этой клеточкой Церкви.
Вот, оказывается, что такое Церковь.
Нужна ли в какой степени тогда внешняя церковь, если это так? Ой как нужна. Ну конечно. Откуда мы узнаем, что вот это Евангелие, это есть Евангелие? Что эта Библия есть Библия? Откуда мы узнаем учение о Таинствах? Откуда узнаем, что это - Святые Отцы? Откуда правила жизни всей? Ну что вы. Церковь-организация, ну конечно, нам нужна. Еще бы, здесь мы узнаем очень многое из того, что нам необходимо.
Но церковь-организация никогда не гарантирована от заблуждений. Никогда. Об этом пишет Святитель Филарет (Дроздов) Московский. Пример. Нужен пример? Ой, пример страшный, страшный пример: первая по-диптиху и самая великая римская церковь - до чего докатилась. Букет ересей.
Вот, оказывается. Так что не надо думать, и не бить себя в грудь - «мы православные». Да? Православие наше постигается по известному критерию. Какому? Мы об этом говорили, чем отличается Православие от инославия, того же западного. Чем? Что мы считаем истинным, мы считаем правильным, мы считаем святым только то, о чем единогласно говорят все наши Святые. Прежде всего - древние, бесспорно, Святые.
Ну почему я об этом говорю? Вы же понимаете, что по мере ослабления духовной жизни, подчас, возможна и канонизация таких людей, учение которых совсем уже не имеет тот уровень, а под час, может и совсем не тот. Посмотрите какие - нибудь Фому Аквинскго или Франциска Асизского, или Терезу какую-нибудь там, великую. Посмотрите, канонизирован, и не просто канонизирован, а названа «учитель церкви». Двадцатитрехлетнюю девченку, эту Терезу Младшую или Маленькую. Посмотрите, какой любовный роман написала - свою биографию. Любовный роман со Христом. Она «учитель церкви»!
Вы скажите, это католическая. Ну да. Вы что думаете, у нас не может быть? Конечно может. Конечно может быть. Потому что всегда церковь стоит знаете где? На стыке, на острие, представьте себе острие бритвы, так? И вот она стоит на этом острие. В каком смысле? А вот в каком. С одной стороны она призвана научить народы христианству, Крестить их. С другой стороны, она способна, эта церковь-организация омирщаться, то есть сама порабощаться мирским стихиям. Сама! Сама вводить обычаи мирские. Сама уподобляться мирским организациям, мирскому поведению, мирскому образу жизни, и так далее. Сама, может? Может! Конечно.
Это церковь-организация, то есть кто может? Кто может? И миряне, и монахи, и архимандриты, и епископы - все могут. Конечно. Люди? Ну да. Могут? Могут.
А представьте себе, если этот процесс начнет нарастать? Если все больше людей, которые омирщаются в этой церкви-организации? То в конце-концов, начнет меняться и само Учение о христианской жизни. Начнет меняться. То, что раньше даже и не мыслимо было подумать, потом станет уже нормой, нормой станет. Не буду приводить примеры, не хочется просто, да, но я думаю и вы можете привести не мало примеров...
Продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий