"и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда" (Первая Книга Царств, 8)
Прежде чем перейти к заключительной части синодального перевода цитаты из Послания римлянам Апостола Павла: "существующие же власти от Бога установлены", что должно соответствовать "сýщыя же влáсти от Бóга учинéны сýть", предлагаю "вспомнить" как и когда возникла "власть".
"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле"(Книга Бытие 1:26) .
"И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Книга Бытие 2:16,17).
"Поэтому Бог Своею заповедию заранее научил его, что он имеет Господа, Которому во всем должен повиноваться. ... и то, что первые люди скрылись, и исповедали грех, и старались сложить вину преступления муж на жену, а жена на змия, - все это показывает, что они убоялись, вострепетали и признали над собою власть Божию". (К Стагирию подвижнику, одержимому демоном. Слово первое. Свят . Иоанн Златоуст). Как видите, это относится ко временам Адама и Евы.
Далее, народ, который Бог выбрал впоследствии для нашего назидания, известный нам под названием "Израиль", (что значит "богоборец" (Бытие, Глава 32, стих 28)), с начала управлялся Им через Пророков и Судей. Правление это было богато на события и доказательства благости Божиего управления, что выражалось в сохранении и приумножении народа израильского. Но, следуя своему естеству, они отказались от "прямого" управления, и просили Бога, (через Пророка Самуила), дать им царя. На что Бог сказал Самуилу: "отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам...". Через Пророка Бог предупредил народ о том, что их ждет и "какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим; и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда" (Первая Книга Царств, 8, 10-18).
Однако "народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы..." (Первая Книга Царств, 8). Устали от Божиего управления? "Богоборцы" захотели независимости, захотели сами выбирать себе царей? Ничего не напоминает?
Читаем далее: "Господь открыл Самуилу за день до прихода Саулова и сказал: завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему - Израилю, и он спасет народ Мой от руки Филистимлян; ибо Я призрел на народ Мой, так как вопль его достиг до Меня".
Бог попрежнему относится к Израилю как к своему народу, удовлетворил их вопль о царе, но кого дал? "Молодой и красивый; и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа". Других достоинств нет? Очередное нам назидание? ...
Вот что сказал пророк Самуил Израилю после обряда помазания на царство Саула: "...Господь Бог ваш — Царь ваш. Итак, вот царь, которого вы избрали, которого вы требовали: вот, Господь поставил над вами царя. Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, [ходить] вслед Господа, Бога вашего. А если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, [как была] против отцов ваших" (1Царств, 12).
Так подробно останавливаюсь на этом библейском сюжете, чтобы показать, что царская власть - бремя красивое, но неудобоносимое и, все так же, все полностью зависит от послушания Богу всех, от царя и до золотаря, и лишь при этом условии богоугодна. В противном случае - "рука Господа будет против вас"... И чего израильтяне добились? Если обратили внимание, Он предупреждал их о восстенании на "царя вашего, которого вы избрали". И что не будет Бог "отвечать вам" во время царствования земного царя. По сути, Бог пытался отговорить их от глупой затеи, не хотел давать им царя, он Сам хотел царствовать над Своим народом. Но не вняли, и "вопль" подняли знатный... И опять нам в назидание то, что просить не умеем, просим не Божиего , а своего, по своему разумению. Ну и получаем в ответ проблемы, о которых он нас (через израильтян) предупреждает. То есть, царская власть - это неравноценная замена Власти Божией. Потому что никто и никогда не в состоянии заменить Бога! Это всего лишь некий образ истинной власти. Попущение за грех... "Ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя" (Первая книга Царств, 12).
Интересная мысль... Ведь до получения Израилем царя, соседние страны, "прочие народы" такое управление уже имели. Страны языческие, идолопоклонники... Стало быть власть царская, которую обрисовал Господь народу своему, когда предупреждал о последствиях - не от Бога, а "человецы суть"? ...
"Бог по образу Своего Небесного единоначалия утвердил на земле Царя; по образу Своего Небесного вседержительства устроил на земле Царя самодержавного; по образу Своего Царствия непреходящего… поставил на земле Царя наследственного". Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867). У людей либо плохо с памятью, либо, "сообразуясь с веком сим", понапридумывали себе оправдания... и, говоря, " что Царь есть устроение Божие" (там же Святитель Филарет), напрочь забыли все связанное с тем как и за что было это самое "устроение", что от Бога, а что как у "прочих народов".
Все это сказано не в отрицание царской власти, а для понимания ее истинной сути, ее попущенности, когда царь дается в наказание за упорство в глупости и назидание нам. Израильтян и Саула "слушать глас Господа" хватило ровно на столько, пока в ушах не отгремел гром небесный и в глазах не перестало рябить от молний. Не стало Самуила, и не стало больше пророков в Израиле, на царей променяли ... Чем кончилось - читайте в Евангелии.
Продолжение следует...
Комментариев нет:
Отправить комментарий