"...Прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее".
Пято-Шестой Вселенский Собор, правило 12, (680 - 692)."Стремясь к лучшему, мы часто портим хорошее"
В. Шекспир
1.
Без комментариев...
"Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен..." (1Тим.3:2)
"Но епископ должен", – говорит, – "быть непорочен, одной жены муж". Говорит это, не поставляя в качестве закона, как будто без этого ему нельзя было сделаться епископом, а только полагая предел неумеренности, потому что у иудеев позволено было вступать во второй брак, и в одно время иметь по две жены. "Брак у всех [да будет] честен" (Евр.13:4)".
Иоанн Златоуст.
"Епископ, пресвитер, или диакон да не изгонит своей жены под видом благочестия. Если же изгонит, да будет отлучен от церковного общения; а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина".
Правила Святых Апостолов, 5.
"Из соблюдаемых в Церкви догматов и наставлений мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от апостольского предания - по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и этому никто, даже малосведущий в церковных установлениях, не станет перечить. Ибо если отважимся отвергать неписанные обычаи, как маловажные, то непременно повредим Евангелию в самом главном, и от апостольской проповеди оставим пустое имя без содержания."
Св. Василий Великий в девяностопервом правиле, взятом из двадцать седьмой главы его творения о Св. Духе.
Закон императора Юстиниана 528 г. предписывал: выбирать в епископы из женатых можно только не имеющих ни детей, ни внуков, дабы заботы о них не отвлекали епископа от церковного служения и дабы не расходовались на них церковные деньги. Через три года... Юстиниан издал еще закон об избрании епископов. Строго запрещалось епископу и жене жить вместе. В особой новелле на имя Епифания, патриарха Константинопольского, имп. Юстиниан предписывал: «… 7) Надо, чтобы кандидат во епископа был монахом или хоть шесть месяцев был в клире, отнюдь не должен быть женатым, или иметь детей или внуков. Этого безусловно требуем относительно боголюбезных епископов, как это и раньше двумя нашими законами предписано, которыми, не вспоминая прошлое и не расспрашивая о тех, которые давно живут с женами, воспретили на будущее время, по издании закона, совершать хиротонию во епископа над теми, кто имеет жену, и этот закон теперь повторяем, дабы, если кто-либо случайно поступит против него, лишен был священства; точно также следует исключить из клира и того, кто такого хиротонисовал во епископы. Епископ, таким образом, пусть поставляется из монахов, или из клириков, имеющих свидетельство о своей жизни».
(531 год).
"...он всегда чувствовал себя хозяином церкви, ее господином и наставником. Он определяет время созыва синодов, оставляет за собой право проведения Вселенских Соборов и приравнивает каноны Соборов к законам государства. Он самолично решает проблемы веры и издает религиозные декреты. По своему усмотрению он назначает епископов, что для Востока не было новостью. Но он не только церковный законодатель, он не только определяет «Как следует приводить к рукоположению епископов и других лиц духовного звания» и «Какую жизнь надлежит вести монахам» и т. д., но и автор богословских сочинений и даже церковных песнопений".
(Юстиниан 1 (527—565 гг.). Богослов на императорском троне. Карлхайнц Дешнер)
"Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменять, или отменять, или, кроме предложенных правил, принимать другия, с подложными надписаниями составленные некиими людьми, дерзнувшими корчемствовать истиною. Если же кто обличен будет, как некое правило из вышереченных покусился изменить или прекратить: таковый будет повинен против того правила понести епитимию, какую оно определяет, и чрез оное врачуем будет от того, в чем преткнулся".
2-ое правило 6 Всел. Собора (680 - 692)
"Дошло до сведения нашего и то, что в Африке, Ливии, и в иных местах некоторые из тамо сущих боголюбезнейших предстоятелей (предстоятель - вместо имени Епископа), и по совершившимся над ними рукоположении, не оставляют жити купно со своими супругами, полагая тем претыкание и соблазн другим. Имея убо великое тщание, дабы все устроить к пользе порученных паств, признали мы за благо, да не будет отныне ничего такового. Сие же глоголем не ко отложению, или превращению Апостольского законоположения, но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее, и о том, да не допустим какого либо нарекания на священное звание. Ибо глоголет Божественный Апостол: вся во славу Божию творите; безпреткновенны бывайте иудеям, и эллинам, и Церкви Божией, как и я во всяком всем угождаю, не ища своей пользы, но многих, да спасутся. Подражатели мне бывайте, как и я Христу (1 Коринф. 10:31-33; 11:1). Если же кто усмотрен будет сие не творящий, да будет извержен".
Пято-Шестой Вселенский Собор, 12, (680 - 692).
"...Муж одной жены... Чтобы заградить уста еретикам, осуждавшим брак, он принимает в епископа женатого человека. Ибо брак настолько честен, что при нем можно восходить даже на священный престол. Но чтобы обуздать невоздержанных, он говорит: муж одной жены. Ибо кто не сохранил никакого расположения к умершей, — как он будет хорошим предстоятелем в церкви? Епископ должен быть непорочен. Двоеженец же небеспорочен, хотя это и допускается гражданскими законами".
Феофилакт, блж., толкование на послание Апостола Павла Тимофею, (11 век)
"Без всякого закона (?), - пишет проф. В. В. Болотов, - практически безбрачие епископов становилось все более обычным" (Лекции по Истории древней Церкви. История Церкви в период Вселенских Соборов, СПБ, 1913, 3, стр. 145). Т.о. 12 правило вводит в писанный закон то, что несколько веков (150 лет) уже существовало в практике Церкви и стало ее преданием.
Епископ Никодим (Милаш)
"А вот с монашеством епископство было изначально НИКАК НЕ СОВМЕСТИМО, с основной идеей монашества в IV-V веках. Первые монахи не имели священного сана вообще и всячески сторонились его. Тем более епископства как управления многими людьми! И у греков до сих пор сохранилось положение, более близкое к изначальному преданию: епископы у них рясофорные (рясофор это первая степень монашества, без произнесения обетов о постничестве, нестяжании и послушании). У нас же монахи мантийные, произносившие эти обеты, поставляются в епископский сан".
(из переписки на форуме, 21 век)
"Верующие столетиями занимаются словоблудием, не понимая, что речь здесь совсем о другом. Или Богу делать больше нечего было, как устанавливать плотские брачные статусы?.. Душа не гораздо ли больше тела, подумайте?.. "Жена" в Писаниях - это духовный образ принимающей семя. Поскольку речь о епископстве, то семя, разумеется, тоже подразумевается духовное, "одной жены муж", - сеющий на СВОЕМ поле, т.е. в своей общине".
(из переписки на форуме, 21 век).
О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве
1. Признать, что практика хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, а особенно лиц, ранее не состоявших в браке, должна рассматриваться как исключительная.
2. Хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, совершать, согласно определению Всероссийского Церковного Собора «О возведении в священный сан лиц в безбрачном состоянии» от 18 (31) июля 1918 года и определению Временного Патриаршего Синода «О безбрачном духовенстве, не достигшем сорокалетнего возраста» от 2 января 1931 года, не ранее достижения ими 30-летнего возраста и «по особливом испытании со стороны рукополагающего епископа»...
Документ принят 3 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
(к размышлению)
"Нужно найти мужество и признать на самом высоком уровне, а потом повторять в каждой воскресной школе: каноны ― мечта о том, какою Церковь должна быть. Мы не живем по ним".
диакон Андрей Кураев (21 век).
"Но епископ должен", – говорит, – "быть непорочен, одной жены муж". Говорит это, не поставляя в качестве закона, как будто без этого ему нельзя было сделаться епископом, а только полагая предел неумеренности, потому что у иудеев позволено было вступать во второй брак, и в одно время иметь по две жены. "Брак у всех [да будет] честен" (Евр.13:4)".
Иоанн Златоуст.
"Епископ, пресвитер, или диакон да не изгонит своей жены под видом благочестия. Если же изгонит, да будет отлучен от церковного общения; а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина".
Правила Святых Апостолов, 5.
"Из соблюдаемых в Церкви догматов и наставлений мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от апостольского предания - по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и этому никто, даже малосведущий в церковных установлениях, не станет перечить. Ибо если отважимся отвергать неписанные обычаи, как маловажные, то непременно повредим Евангелию в самом главном, и от апостольской проповеди оставим пустое имя без содержания."
Св. Василий Великий в девяностопервом правиле, взятом из двадцать седьмой главы его творения о Св. Духе.
Закон императора Юстиниана 528 г. предписывал: выбирать в епископы из женатых можно только не имеющих ни детей, ни внуков, дабы заботы о них не отвлекали епископа от церковного служения и дабы не расходовались на них церковные деньги. Через три года... Юстиниан издал еще закон об избрании епископов. Строго запрещалось епископу и жене жить вместе. В особой новелле на имя Епифания, патриарха Константинопольского, имп. Юстиниан предписывал: «… 7) Надо, чтобы кандидат во епископа был монахом или хоть шесть месяцев был в клире, отнюдь не должен быть женатым, или иметь детей или внуков. Этого безусловно требуем относительно боголюбезных епископов, как это и раньше двумя нашими законами предписано, которыми, не вспоминая прошлое и не расспрашивая о тех, которые давно живут с женами, воспретили на будущее время, по издании закона, совершать хиротонию во епископа над теми, кто имеет жену, и этот закон теперь повторяем, дабы, если кто-либо случайно поступит против него, лишен был священства; точно также следует исключить из клира и того, кто такого хиротонисовал во епископы. Епископ, таким образом, пусть поставляется из монахов, или из клириков, имеющих свидетельство о своей жизни».
(531 год).
"...он всегда чувствовал себя хозяином церкви, ее господином и наставником. Он определяет время созыва синодов, оставляет за собой право проведения Вселенских Соборов и приравнивает каноны Соборов к законам государства. Он самолично решает проблемы веры и издает религиозные декреты. По своему усмотрению он назначает епископов, что для Востока не было новостью. Но он не только церковный законодатель, он не только определяет «Как следует приводить к рукоположению епископов и других лиц духовного звания» и «Какую жизнь надлежит вести монахам» и т. д., но и автор богословских сочинений и даже церковных песнопений".
(Юстиниан 1 (527—565 гг.). Богослов на императорском троне. Карлхайнц Дешнер)
"Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменять, или отменять, или, кроме предложенных правил, принимать другия, с подложными надписаниями составленные некиими людьми, дерзнувшими корчемствовать истиною. Если же кто обличен будет, как некое правило из вышереченных покусился изменить или прекратить: таковый будет повинен против того правила понести епитимию, какую оно определяет, и чрез оное врачуем будет от того, в чем преткнулся".
2-ое правило 6 Всел. Собора (680 - 692)
"Дошло до сведения нашего и то, что в Африке, Ливии, и в иных местах некоторые из тамо сущих боголюбезнейших предстоятелей (предстоятель - вместо имени Епископа), и по совершившимся над ними рукоположении, не оставляют жити купно со своими супругами, полагая тем претыкание и соблазн другим. Имея убо великое тщание, дабы все устроить к пользе порученных паств, признали мы за благо, да не будет отныне ничего такового. Сие же глоголем не ко отложению, или превращению Апостольского законоположения, но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее, и о том, да не допустим какого либо нарекания на священное звание. Ибо глоголет Божественный Апостол: вся во славу Божию творите; безпреткновенны бывайте иудеям, и эллинам, и Церкви Божией, как и я во всяком всем угождаю, не ища своей пользы, но многих, да спасутся. Подражатели мне бывайте, как и я Христу (1 Коринф. 10:31-33; 11:1). Если же кто усмотрен будет сие не творящий, да будет извержен".
Пято-Шестой Вселенский Собор, 12, (680 - 692).
"...Муж одной жены... Чтобы заградить уста еретикам, осуждавшим брак, он принимает в епископа женатого человека. Ибо брак настолько честен, что при нем можно восходить даже на священный престол. Но чтобы обуздать невоздержанных, он говорит: муж одной жены. Ибо кто не сохранил никакого расположения к умершей, — как он будет хорошим предстоятелем в церкви? Епископ должен быть непорочен. Двоеженец же небеспорочен, хотя это и допускается гражданскими законами".
Феофилакт, блж., толкование на послание Апостола Павла Тимофею, (11 век)
"Без всякого закона (?), - пишет проф. В. В. Болотов, - практически безбрачие епископов становилось все более обычным" (Лекции по Истории древней Церкви. История Церкви в период Вселенских Соборов, СПБ, 1913, 3, стр. 145). Т.о. 12 правило вводит в писанный закон то, что несколько веков (150 лет) уже существовало в практике Церкви и стало ее преданием.
Епископ Никодим (Милаш)
"А вот с монашеством епископство было изначально НИКАК НЕ СОВМЕСТИМО, с основной идеей монашества в IV-V веках. Первые монахи не имели священного сана вообще и всячески сторонились его. Тем более епископства как управления многими людьми! И у греков до сих пор сохранилось положение, более близкое к изначальному преданию: епископы у них рясофорные (рясофор это первая степень монашества, без произнесения обетов о постничестве, нестяжании и послушании). У нас же монахи мантийные, произносившие эти обеты, поставляются в епископский сан".
(из переписки на форуме, 21 век)
"Верующие столетиями занимаются словоблудием, не понимая, что речь здесь совсем о другом. Или Богу делать больше нечего было, как устанавливать плотские брачные статусы?.. Душа не гораздо ли больше тела, подумайте?.. "Жена" в Писаниях - это духовный образ принимающей семя. Поскольку речь о епископстве, то семя, разумеется, тоже подразумевается духовное, "одной жены муж", - сеющий на СВОЕМ поле, т.е. в своей общине".
(из переписки на форуме, 21 век).
О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве
1. Признать, что практика хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, а особенно лиц, ранее не состоявших в браке, должна рассматриваться как исключительная.
2. Хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, совершать, согласно определению Всероссийского Церковного Собора «О возведении в священный сан лиц в безбрачном состоянии» от 18 (31) июля 1918 года и определению Временного Патриаршего Синода «О безбрачном духовенстве, не достигшем сорокалетнего возраста» от 2 января 1931 года, не ранее достижения ими 30-летнего возраста и «по особливом испытании со стороны рукополагающего епископа»...
Документ принят 3 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
(к размышлению)
"Нужно найти мужество и признать на самом высоком уровне, а потом повторять в каждой воскресной школе: каноны ― мечта о том, какою Церковь должна быть. Мы не живем по ним".
диакон Андрей Кураев (21 век).
Комментариев нет:
Отправить комментарий