вторник, 15 августа 2017 г.

Проблемы воцерковления. Петр (Мещеринов), игум.

"Но дело всё в том, что Церковь никакие проблемы не решает, она - совсем о другом".

Проблемы воцерковления
Доклад на конференции: "Задачи, принципы и организация катехизической деятельности Русской Православной Церкви" (обсуждение проекта общецерковного документа) на Рождественских Чтениях.
МГУ, 31 января 2007 г.
Петр (Мещеринов), игум.
...
III.
Приступим теперь к более подробному рассмотрению разных сторон катехизации. Воцерковление - процесс не одномерный, его особенности зависят от того, по каким побуждениям человек вошёл в Церковь. Побуждения эти многочисленны и индивидуальны, но можно свести их к трём основным. Почему люди приходят в Церковь?
1)    Чтобы Церковь решила их проблемы - как внутренние, так и внешние;
2) по национально-патриотическим (реже - эстетическим, политическим и др.) соображениям, возвращаясь к "вере отцов", и
3)   в силу религиозного искания истины.
Давайте кратко рассмотрим первые две названные мною группы.
Множество людей, имея религиозное чувство и веру в Бога (по большей части смутные и неопределённые), входят в Церковь, надеясь, что от этого облегчится их жизнь, решатся на метафизическом уровне те проблемы, которые люди не смогли разрешить на физическом. В наличной церковной действительности этот импульс получает охотное подхватывание, на нём строится наше обычное стихийное воцерковление. В проповедях, брошюрках, приходских СМИ, в беседах с пастырями людям сообщается, что Церковь - это как раз то, что им нужно, именно она и решит все проблемы, которые привели людей к церковному порогу.
Но дело всё в том, что Церковь никакие проблемы не решает, она - совсем о другом. Протопресвитер Александр Шмеман пишет, что ошибка - сводить веру "к себе и своим проблемам. Суть христианства... в том, что оно не разрешает проблемы, а снимает их, переводит человека в тот план, где их нет. В том же плане, в котором они есть, они потому и есть, что они неразрешимы". Катехизическая установка на "решение проблем" снимает с человека ответственность за свою жизнь, и, в обмен на свободу, перекладывает её на Церковь. Но это неверный и, по сути, магический подход, непременно рано или поздно терпящий фиаско. Человек должен решать свои проблемы сам, и только сам, своим нравственным и духовным трудом. Безусловно, Церковь помогает увидеть эти проблемы и их корни, укрепляет человека благодатью Божией в свободном и ответственном его действовании; но главное всё же - то, что Церковь вводит человека в жизнь Царства Христова, в соединение с Богом, в небесную реальность, в свете чего проблемы теряют для человека своё значение проблем и становятся полем исполнения заповедей Христовых, на котором сокрыта драгоценнейшая жемчужина (Мф. 13, 44 - 46), теми неизбежными скорбями, которыми нам надлежит войти в Царство Небесное (Деян. 14, 22).
Итак, воцерковление ни в коем случае не должно базироваться на постулате "Церковь решит все ваши проблемы". Начинать воцерковление нужно совсем с другого - с осознания человеком получаемой им в Боге свободы и неразрывно связанной с ней личной ответственности за свою жизнь.
Очень важно также, чтобы в Церкви звучала только правда. Если человеку наобещать от лица Церкви, что Бог решит все его проблемы, а этого не случится - человек неизбежно придёт к мысли, что Бог и Церковь его обманули. Катехизация должна предложить людям не что-то неопределённое (ибо, я думаю, ни один даже самый опытный и облагодатствованный пастырь не дерзнёт со 100%-й уверенностью от имени Бога обещать, что Бог непременно человеку сделает то, что он хочет), но твёрдое и незыблемое основание, которое есть только и исключительно Сам Христос (1 Кор. 3, 10 - 11). Наша задача - показать человеку Истину и указать точный путь к ней, не умалчивая и сложностей на этом пути; но не предлагать людям "бытовое обслуживание" при помощи внешней церковности. Ориентировать воцерковление надо исключительно религиозно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий